fonzeppelin: (Default)
[personal profile] fonzeppelin
Индийский авианосец INS "Viraat", выведенный из состава флота три года назад, был приобретен фирмой "Shree Ram Group" для утилизации. В начале сентября, корабль прибудет на верфь в Аланге, где его разберут на металлолом. Планы ряда организаций выкупить корабль и создать на его базе музей сорвались из-за пандемии коронавируса.



Это действительно печальное событие, потому что в послевоенное время едва ли найдется много кораблей, с такой же долгой и славной карьерой как этот древний легкий авианосец. Заложенный в 1944 году для британского королевского флота, он был назван HMS "Гермес" (бортовой номер R12), последний из серии легких авианосцев типа "Центаур". В связи с окончанием войны, работы на корабле остановили, но в 1953, он был все-таки спущен на воду, и после продолжительной достройки, наконец, вошел в строй в 1959 году.



Прослужив более двух десятилетий, "Гермес" был сочтен в итоге "излишним", и (после неудачной попытки продать его Австралии), был в 1981 году назначен на списание. Но нападение Аргентины на Фолкленды переменило все. Старый легкий авианосец был поспешно мобилизован в качестве флагмана направлявшейся к Фолклендам британской армады - на тот момент, он был крупнейшим боевым кораблем в распоряжении англичан. С его палубы на перехват аргентинским самолетам поднимались "Харриеры". Аргентинцы неоднократно планировали удары по авианосцу, но он в итоге благополучно пережил войну, и победителем вернулся домой.



После войны, корабль прошел долгожданный ремонт (о его "излишности", как и вообще о планах сокращения флота, политики теперь старались не вспоминать) и продолжил службу, но в 1984 году был все же "по возрасту" выведен в резерв. И тут как раз удачно подвернулись индусы, искавшие замену своему единственному авианосцу - старому "Virkant", тип "Маджестик", заложенному еще в 1943 году.

В 1986 году, "Гермес" был приобретен Индией, и 12 мая 1987 года, после долгой модернизации, вошел в состав флота под именем "Viraat" (санскр. "Гигант"). И прослужил в нем до 2017 года - три десятилетия успешной службы! - намного пережив практически всех своих "одноклассников". На момент списания, 6 марта 2017 года, "Вираат" был старейшим авианосцем на действительной службе в мире.



Последние годы корабль провел в отстое. С него демонтировали винты, часть котлов, и прочее оборудование, которое можно было использовать на других кораблях флота. Попытки выкупить корабль и превратить его в музей предпринимались неоднократно как индусами, так и британцами - но увы, так и не увенчались успехом. Последняя такая попытка, весной 2020 года, была обречена на провал из-за пандемии коронавируса, и в итоге правительство Индии выставило "Вираат" на аукцион. И вот на днях судьба его решилась.

Спи спокойно, старый воин. Ты верно служил под каждым своим флагом.


Date: 2020-08-28 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] fatangryopossum.livejournal.com
Ну что же, порежут на иголки, через какое-то время всплакнут и грустно спляшут, а ещё спустя некоторое время снимут фильм с усатым главгадом-чиновником, который и не позволил стать авианосцу объектом патриотического воспитания будущих кшатриев.

Аааа.. на третьем фото, как я\ понимаю, как раз победоносное возвращение "Гермеса"?

Date: 2020-08-28 06:18 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
Ага) Триумфально возвращается в Портсмут, его встречает целая армада яхт и катеров.

Date: 2020-08-28 06:26 pm (UTC)
From: [identity profile] fatangryopossum.livejournal.com
Майн Готт! И эти люди хихикали над "Кузей". )

Date: 2020-08-28 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] ze-danilla.livejournal.com
скока Харриеров утопил Кузя Гермес в походе?

Date: 2020-08-28 09:40 pm (UTC)

Date: 2020-08-28 11:16 pm (UTC)
From: [identity profile] verniy-leninetz.livejournal.com

Три! Один грохнулся при посадке, второй упал при взлёте, третий смыло штормом за борт.

https://en.wikipedia.org/wiki/British_air_services_in_the_Falklands_War

Date: 2020-09-01 10:42 am (UTC)
From: [identity profile] polotsk1979.livejournal.com
"подло-то как" :-)

Date: 2020-08-29 04:14 am (UTC)
From: [identity profile] eugene-gu.livejournal.com
Надо было спрашивать про отношение рабочих вылетов к потерям от собственного распиздяйства или рукожопости.

Date: 2020-08-28 06:28 pm (UTC)
From: [identity profile] citizenkane1941.livejournal.com
Да, почтеннейший корабль. Кстати В 1986 году, "Гермес" был приобретен Индией, и 12 мая 1987 года, после долгой модернизации, вошел в состав флота под именем "Viraat" (санскр. "Гигант").
Да разве долгая уже модернизация, годик с небольшим? :-)

Date: 2020-08-28 06:43 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
Ну, собственно... да, пожалуй вы правы.

Date: 2020-08-28 07:11 pm (UTC)
From: [identity profile] thagastan.livejournal.com
А о нырянии к первому "Гермесу" написал в "Рифах Тапробаны" А.Ч.Кларк, слинявший на Цейлон от мытарей Ее Величества...

Date: 2020-08-28 07:52 pm (UTC)
From: [identity profile] caith-sith.livejournal.com
Да уж. Круче был бы только действующий линкор.

Date: 2020-08-29 10:13 am (UTC)
From: [identity profile] caith-sith.livejournal.com
Он еще в 1992 выведен из состава флота и стал музеем.

Date: 2020-08-29 10:32 am (UTC)
From: [identity profile] verniy-leninetz.livejournal.com

Если я не ошибаюсь, его в течение нескольких лет можно вернуть в строй.

Date: 2020-08-29 10:44 am (UTC)
From: [identity profile] caith-sith.livejournal.com
Миссури спустили на воду в 1944. Вы уверены, что еще существует промышленность, производственные цепочки и все такое, нужное для производства и ремонта агрегатов и запчастей для этого бегемота?

Date: 2020-08-29 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
Я уверен, что их не существует.

Date: 2020-08-30 02:36 pm (UTC)
From: [identity profile] verniy-leninetz.livejournal.com
Увы, видимо, вы правы, хотя ниже в комментариях привели требования Конгресса из 2006 года, где возможность возврата в строй предусмотрена.

Date: 2020-08-29 10:59 am (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
Уже нет. Он почти тридцать лет стоит без движения и без техосмотров. Придется де-факто разбирать и менять всю силовую... а на что? Запчасти для старых турбин и котлов уже давно не производятся: когда "Айовы" возвращали в строй в 80-ых, с музейных линкоров "Норт Каролина", "Массачуссетс" и "Алабама" каннибализировали взаимозаменяемые детали. Боеприпаса для 16-дюймовок тоже уже нет: последние имеющиеся снаряды уже вышли за безопасные сроки хранения, и могут просто рвануть. И сменных стволов нет, как и индустрии для их производства.

Наконец, самое главное - нет людей, которые бы умели работать с этой древней техникой. Самым молодым из матросов и офицеров, которые когда-либо служили на "Айовах", уже за пятьдесят. И последние тридцать лет они не имели дела с этими старыми механизмами. Их навыки и знания - далеко не в лучшей форме, и обучить новое поколение матросов они уже просто не способны.

Date: 2020-08-29 06:02 pm (UTC)
From: [identity profile] caith-sith.livejournal.com
В общем, как с американским полетом на Луну. Когда-то могли, но технологии утеряны и людей нет. Проще начать все заново.

Date: 2020-08-29 06:10 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
Тут технологии утрачены, потому что устарели безнадежно, и никакого даже теоретического смысла их поддерживать не было.

Date: 2020-08-29 06:53 pm (UTC)
From: [identity profile] caith-sith.livejournal.com
Мне как-то статья попалась о линкорах. Из нее выходило, что линкоры еще нормально бы чувствовали себя на морях - пушки и броня, которая вполне себе способна держать попадания ПКР, это кое-что. Но выводилось, что линкор - это адово дорого, и все, что делает он, могут делать меньшие корабли, но дешевле.

Date: 2020-08-29 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
Ну, линкоры действительно имели боевое значение еще весьма долго после их официального "заката". Но да, цена. И - неадекватность броневой защиты против новых средств поражения (кумулятивы, ныряющие боевые части, атом...)

Date: 2020-08-30 10:46 am (UTC)
From: [identity profile] vakhnenko.livejournal.com
> линкоры еще нормально бы чувствовали себя на морях - пушки и броня, которая вполне себе способна держать попадания ПКР

Эта фраза предполагает, что при вводе линкоров в строй противник никак не изменит ни вооружение, ни тактику. Но разве это разумное предположение? Скажем, очевидный ответ на такой корабль -- это бьющий в палубу ВТО пенетратор. Перед "Бурей" GBU-28 сбацали на коленке меньше, чем за полгода. Или да, упомянутая выше подкилевая торпеда.

Линкоры были бы хороши для наземной арт. поддержки, и для демонстрации флага когда эсминец не впечатляет, а целую АУГ отправлять дорого или опасно.
Edited Date: 2020-08-30 10:49 am (UTC)

Date: 2020-08-30 01:30 pm (UTC)
From: [identity profile] caith-sith.livejournal.com
Ну, борьба меча со щитом идет вечно.

И без свиты сопровождения линкор не аргумент так же, как авианосец. Да, он большой и прочный, но без эсминцев и крейсеров УРО и прочей защиты его раздолбают теми же ПКР (да, их потребуется много, но они все же дешевле линкора) и теми же торпедами.

Ну а против атома любая броня и свита - не аргумент. Хотя на атолле Бикини японские и американские линкоры вполне себе переживали ядерный взрыв.

Date: 2020-08-30 01:41 pm (UTC)
From: [identity profile] vakhnenko.livejournal.com
> И без свиты сопровождения линкор не аргумент так же, как авианосец.

Так на деле линкор вообще не аргумент. Мы выше просто начали обсуждение брони, и я указал на то, что хотя современные ПКР в целом сравнительно хилые в контексте атаки линкора, но это ему ничуть не поможет -- уже есть торпеды, и плюс можно на коленке сбацать новые АСП как раз для линкоров.

А вот если обсудить длину руки, точность наносимых ударов, и т.д. -- ЛК в пролете по сравнению с АВ.

Date: 2020-08-30 01:52 pm (UTC)
From: [identity profile] caith-sith.livejournal.com
Артиллерийская поддержка морского десанта, каким был Миссури в одной из войнушек с Ираком - куда ни шло. На него, вроде, шахты для пуска Томагавков воткнули - и был он вполне себе. тяжелая артиллерийская платформа. Но да - дорого, что песдец.

Date: 2020-08-30 02:12 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
Не шахты. Палубные контейнерные установки ABL, восемь штук, на четыре ракеты каждая.



Собственно, главным образом ради них линкоры и расконсервировали. ABL были палубными - т.е. увеличивали верхний вес - и тяжелыми до невозможности (26 тонн каждая). То есть на обычные крейсера и эсминцы нельзя было поставить больше, чем по паре штук. "Айовы" же без особых проблем несли по восемь пусковых.

Date: 2020-08-30 06:04 pm (UTC)
From: [identity profile] caith-sith.livejournal.com
Спасибо, знал, что они возили Томагавки, но не помнил точно, как.

Date: 2020-08-30 10:40 am (UTC)
From: [identity profile] vakhnenko.livejournal.com
Из резерва их вывели только в 2006. Причем Конгресс тогда потребовал, чтобы:

1. Iowa and Wisconsin must not be altered in any way that would impair their military utility;
2. The battleships must be preserved in their present condition through the continued use of cathodic protection, dehumidification systems, and any other preservation methods as needed;
3. Spare parts and unique equipment such as the 16-inch gun barrels and projectiles be preserved in adequate numbers to support Iowa and Wisconsin, if reactivated;
4. The navy must prepare plans for the rapid reactivation of Iowa and Wisconsin should they be returned to the navy in the event of a national emergency

Date: 2020-08-30 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] verniy-leninetz.livejournal.com
Спасибо, значит я ошибался.

Date: 2020-08-28 09:07 pm (UTC)
From: [identity profile] shkslj.livejournal.com

И лай нам бог 💯 лет войны и ни единой бойни за 💯 лет

Date: 2020-08-28 10:26 pm (UTC)
From: [identity profile] graf-malinowski.livejournal.com
"Вот награда за верность. Тебя убьют последним."

Date: 2020-08-29 09:12 am (UTC)
From: [identity profile] woj-lj.livejournal.com
Чтобы понять, что такое "авианосец", надо на хотя бы одном таком корабле побывать физически. Мне довелось побывать на Midway - ощущения остались незабываемые (а ведь там для публичного доступа открыто менее 1/3 объема корабля).

Содержать такие корабли в качестве музеев - это безумно дорого, мало кто может себе позволить. Очень жаль, что индусы свой авианосец не смогли превратить в музей.

Date: 2020-08-29 11:23 am (UTC)
From: [identity profile] Арлина Кинсель (from livejournal.com)
Жаль, заслуженный сарайко. Печальная особенность, заслуженные корабли обычно к списанию ещё и убиты (заслуги даром не проходят), а тут свезло во второстепенном флоте 30 лет проболтаться - и вот всё-таки хана:(
Только странно, как коровавирус-то помешал? Разорил возможных инвесторов?

Date: 2020-08-29 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] gibloe-delo.livejournal.com
Скорее, отогнал посетителей. Страшидло ковидло пришло есть наше повидло, и дата начала экскурсий перенеслась на "неизвестно когда". А инвестору не понравилось, что придётся так долго ждать, пока проект начнёт окупаться, не говоря уж о прибыли.

Date: 2020-08-29 05:14 pm (UTC)
From: [identity profile] Арлина Кинсель (from livejournal.com)
Так её же в музеум перестраивать несколько лет... От того и странно.

Date: 2020-09-04 08:51 pm (UTC)
From: [identity profile] expert2009.livejournal.com
Так умирает история...
В наше время она мало кому нужна. Увы.

Profile

fonzeppelin: (Default)
fonzeppelin

January 2026

S M T W T F S
     12 3
4 56 78910
1112131415 1617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 18th, 2026 05:56 pm
Powered by Dreamwidth Studios