В преддверии Нового Года, решил я на досуге перечитать «Основание» Азимова, один из классических столпов научной фантастики. И дойдя до «Генерала» (первая часть книги «Основание против Империи», первоначально вышла в апреле 1945 года как рассказ «Мёртвая Рука») внезапно понял, почему эта книга мне лично представляется вершиной всего цикла.
Для слабо знакомых с циклом напомню сюжет. Многовековой распад Галактической Империи (предсказанный столетия назад гениальным математиком Хари Сэлдоном посредством статистической науки «психоистории») на время приостановлен приходом к власти сильного и компетентного императора. В этот период внутренней стабильности, талантливый и амбициозный полководец Бел Риоз начинает кампанию по завоеванию бывшей имперской периферии — и увенчать ее хочет захватом Основания, периферийного государства, созданного по плану Хари Сэлдона как оплот цивилизации и культуры в подступающих галактических темных веках...

Я, возможно, скажу ересь, но мне не слишком симпатичен Бел Риоз, «последний настоящий имперец». Да, он благороден, культурен и честен даже с врагами, солдаты его обожают — но он же, по сути дела ради личной славы и гордости, развязывает войну против людей, которые не сделали его Империи ничего плохого. Азимов не раз подчеркивает, что какими бы ни были декларируемые намерения Бела Риоза (а они звучат откровенно надумано), реальная мотивация его поступков одна: желание лично бросить вызов исторической предопределенности.
И именно историческая предопределенность и является истинным главным героем «Генерала».
В предыдущих рассказах «Основания», сила исторической предопределенности не была столь очевидна. В них всегда к конечному результату приводили конкретные действия — или намеренное бездействие — героев, и читатель всегда может возразить, что окажись на месте Салвора Хардина или Хобера Маллоу другие персоны, события развивались бы иначе. Напомню, что основным тезисом психоистории является то, что если поведения больших масс статистически прогнозируемы, то поведение отдельных людей невозможно просчитать математически, и, следовательно, чтобы события развивались предсказанным Хари Сэлдоном путем, фактор «личности в истории» должен быть полностью исключен. Так вот, в первых рассказах этого «исключения личности из истории» незаметно. Читателю не показывают главного: собственно, алгоритмов психоистории, которые заставляют события развиваться именно предсказанным образом.
В «Генерале» же, психоистория впервые раскрывается — и обосновывается! — во всей своей блистательно неодолимой мощи. Бел Риоз обречен на поражение вовсе не из-за действий героев; отчаянные усилия Латана Деверса и втянутого им в ситуацию Дучема Барра если что и делают, то только ухудшают ситуацию, по крайней мере, в их понимании. Бел Риоз обречен потому, что глобальная ситуация рассыпающейся Империи не оставляет ему ни единого шанса. И в первый (и, собственно, последний) раз в истории «Основания», читателю показывают, почему события развернулись именно так, а не иначе.
Напомню логику событий, сформулированную пост-фактум Дучемом Барром:
0. Галактическая Империя рассыпается, и ее военная и политическая стабильность зависит от персоналистических факторов — конкретных императоров и генералов — много больше, чем от объективного наличия военных и экономических ресурсов.
1 . Слабый и непопулярный полководец не может вести эффективных завоевательных кампаний, так как он, попросту говоря, слаб и неэффективен.
2. Сильный император на троне не может допустить появления сильного и популярного полководца, так как таковой представляет угрозу императорской власти (даже если сам полководец полностью лоялен — что практически невозможно доказать — само по себе наличие фигуры, сравнимой по силе с императором, делает императора уязвимым для интриг и заговоров).
3. Сильный полководец при слабом императоре не сможет заниматься экспансией на периферии (так как слабый император не сможет обеспечить ему должную поддержку) и рано или поздно предпочтет — возможно даже, из самых благородных побуждений — захватить власть в Империи.
4. (вытекает из пункта 3) Полководец-император будет вынужденно привязан к центру Империи, так как его длительное отсутствие — необходимое для личного ведения завоевательных кампаний — дестабилизирует внутреннюю обстановку, открывая окно вероятности для других претендентов на трон.
Как суммирует Дучем Барр, «император Клеон II-ой мог оставаться сильным лишь до тех пор, пока не допускал появления других, способных сравниться с ним по силе». И как только слава и популярность Бела Риоза возросли до опасного уровня (такого, что даже фаворит императора, личный секретарь Бордриг выступает его в поддержку), Клеон II-ой приказывает арестовать и казнить Бела Риоза по надуманному обвинению. В первый — и, как я уже упоминал, в последний — раз в цикле «Основание», читателю не просто говорят «алгоритм сработал», а показывают как именно и почему он сработал именно таким образом.

Дальнейшие книги Азимова, к моему личному сожалению, ушли в сторону от психоистории. Я признаю, что с литературной точки зрения «Мул» и последующие книги существенно выше начала цикла — но вот с сюжетной точки зрения они стали гораздо ближе к традиционной приключенческой фантастике и утратили оригинальность. Опять же, я понимаю, почему Азимов (ну, или его редактор, в зависимости от того, кому верить) решился сменить направление цикла; книги, сюжет которых в той или иной форме сводился бы к «угроза разрешилась сама собой, потому что должна была» довольно быстро наскучили бы читателям. И все же...
Подмена научных алгоритмов психоистории на лихую пляску мутантов, телепатов, разумных планет и выскакивающего как чертик из табакерки Р. Дэнила Оливо, возможно, сделала цикл более «читаемым», но в общем-то обесценила его ключевую идею (о какой «предопределенности исторических событий» может идти речь, если на самом деле абсолютно все происходящее было результатом манипуляций одной-единственной личности — пусть даже не человека, а бессмертного робота?). И, соответственно, лишила цикл его главного персонажа; той самой логики исторической предопределенности, которая и блистала в «Генерале».
«Нами всеми двигала мёртвая рука; могучим генералом и великим императором, моим миром и вашим миром — мёртвая рука Хари Сэлдона. Он знал, что человек, подобный Бел Риозу будет обречен на поражение, так как сами его успехи станут причиной его падения, и чем громче будут те успехи, тем ближе катастрофа... Не мы победили Бела Риоза — рука Хари Сэлдона поднялась из могилы и остановила генерала. Мёртвая рука против живой воли»
no subject
Date: 2024-12-22 10:19 am (UTC)Ну, учитывая что два из десяти своих линкоров Риозу в итоге пришлось использовать как стационарные тыловые платформы — потому что их моторы работали слишком ненадежно для какого-либо передового развертывания — видимо, между Риозом и Бордригом существовало расхождение в отношении понятия "serviceable".
no subject
Date: 2024-12-22 10:25 am (UTC)и императором. можно было бы ещё и сказать, что не указано какие из
но право, глубоко провинциальная эскадра в пограничном секторе где порядок за последние пару сотен лет аж только при клеоне, что сказывается на всём. и всего два корабля из 10 на приколе — да боже ж мой, у элиты то должно не меньше отжирать. кстати, я ещё и не удивлюсь, если расхождение во мнениях потому как новые у риоза местной постройки, а император с секретарём того просто не учитывают. вирибус унтисы новые
no subject
Date: 2024-12-22 10:39 am (UTC)но право, глубоко провинциальная эскадра в пограничном секторе где порядок за последние пару сотен лет аж только при клеоне, что сказывается на всём. и всего два корабля из 10 на приколе — да боже ж мой, у элиты то должно не меньше отжирать. кстати, я ещё и не удивлюсь, если расхождение во мнениях потому как новые у риоза местной постройки, а император с секретарём того просто не учитывают. вирибус унтисы новые
Нельзя, потому что Бродриг прямо противопоставляет корабли с каннибализированными компонентами от Великого Флота — новым кораблям:
— Подкрепления! — глаза императора сузились, — Какими силами он располагает?
— Десять линейных кораблей, сир, с полным комплектом кораблей сопровождения. Два корабля оснащены моторами, оставшимися от старого Великого Флота, и один несет батарею силовой артиллерии из того же источника. Остальные корабли новые, постройки последних пятидесяти лет, но, несмотря на это, пригодны к службе.
И далее собственно Риоз:
— Естественно, на корабле торговца много того, что я не понимаю, но в конце концов, я не техно-человек.
— Но среди ваших людей наверняка такие есть, — заметил Бродриг.
— Я, представляете, это знаю, — отозвался генерал с оттенком едкости в голосе, — Но этим дуракам далеко до моих требований. Я уже послал запрос на сообразительного специалиста, который смог бы разобраться в странной конструкции атомных систем корабля торговца. Запрос, на который я так и не получил ответа.
— Люди такой квалификации не могут быть выделены, генерал. Наверняка в вашей обширной провинции есть хоть кто-то, кто смыслит в нуклеонике.
— Если бы кто-то такой имелся, я бы уже заставил его починить слабые, несовершенные моторы на двух кораблях моего маленького флота. Два линкора из моих скромных десяти непригодны для крупных сражений, потому что не вырабатывают достаточно энергии. Пятая часть моих сил обречена на тыловую работу по поддержанию порядка позади линии фронта.
no subject
Date: 2024-12-22 11:13 am (UTC)простите, но вам не кажется, что ту проблема самого азимова? который так и остался в науке "человеком 19-го века" и искренне полагал, что какой-то инженер и сам полезет ремонтировать реакторы для флота и сам сумеет изучить " конструкции атомных систем корабля торговца". грубо говоря весь этот диалог и вовсе из разряда "напел рабинович". не говоря уж о том, что сам азимов тут ещё и как глубоко гражанский человек навертел всякого
no subject
Date: 2024-12-22 11:27 am (UTC)Безусловно есть такое. И все же позиция Азимова, по крайней мере, прослеживается начиная еще с "Энциклопедистов" — где прямо говорится, что Империи не хватает грамотного технического персонала (это при сорока миллиардах на одном только Транторе!) и участившиеся аварии атомных станций приводят к тому, что Империя вынуждена ограничивать применение атомной энергии. В "Мэрах", периферия относится к атомной энергетике как к чему-то мистическому и легко принимает на веру сконструированную вокруг нее религию. Ну и в "Принцах-Торговцах" имперский подход к техническому образованию показан прямо: технологические профессии стали наследственными, большинство техников вообще не понимает, что они делают.
no subject
Date: 2024-12-22 11:53 am (UTC)ну так у нас и исходник не о деградации вообще. вопрос был немного в ином — осталась ли империя на сопоставимом уровне с основанием. и как по мне = то да. другой вопрос, что там не только деградация но и, как мне кажется, очень долгое плато по сути. ещё задолго до и основания и селдона
no subject
Date: 2024-12-22 11:57 am (UTC)Ну явно же нет. Я уже говорил о силовых щитах — для Империи миниатюризация атомных генераторов, позволяющих впихнуть их в носимый генератор щита, попросту непредставима. Даже на уровне самого императора такая технология считается невозможной (а уж император-то точно имел доступ к САМОЙ совершенной имперской технологии). Наличие у Риоза работающего мыслепроба искренне поражает Бордрига.
no subject
Date: 2024-12-22 12:02 pm (UTC)а я устами патриция вам и отвечаю — это только другая ветвь по скудости ресурсов и обьёму решаемых задач
no subject
Date: 2024-12-22 12:38 pm (UTC)Миниатюризация генератора одной и той же мощности с 300.000 тонн до пары килограмм — это не "другая ветвь", это разрыв как между пароатмосферной машиной Ньюкомена и турбиной современного авиалайнера.
no subject
Date: 2024-12-22 12:44 pm (UTC)фигушки) у азимова один и тот же ядерный реактор) а не котёл супротив двс)
а патриций говорит (причём азимов себя с ним явно отождествлял) задачи такой не стояло
no subject
Date: 2024-12-22 12:50 pm (UTC)Мягко говоря, ядерный реактор который можно поместить в карман — это ОЧЕНЬ большой шаг в сравнении с любым современным атомным реактором)
no subject
Date: 2024-12-22 12:57 pm (UTC)если такая задача стоит. по патрицию — а зачем?
no subject
Date: 2024-12-22 01:21 pm (UTC)Затем, что ценность личного щита в обществе, где борьба за власть непрерывна и покушения — норма, мягко говоря, грандиозна)