fonzeppelin: (Default)
[personal profile] fonzeppelin

В комментариях ко вчерашней теме, многие усомнились в наличии у Йемена (или стоящего за ним Ирана) крылатых ракет, способных преодолеть более 1600 км от контролируемых хуситами территорий Йемена и до израильского Элайта. Одним из аргументов было то, что «даже американский Томагавк не летит так далеко».


Ну, во-первых все-таки летит. И да, с конвенционной (не-ядерной, а стало быть более тяжелой) боевой частью. Дальность BGM-109E TacTom модели Block IV довели до 1600 км за счет применения нового — более экономичного — двигателя, который также может менять режим работы в полете, добиваясь за счет этого оптимизации расхода топлива. 


Во-вторых, давайте сравним две ракеты: американскую BGM-109 «Томагавк» и иранско-йеменскую «Quds-3».





Слева — "Томагавк" британского флота, справа — Quds-3 иранского/йеменского производства.

Слева — "Томагавк" британского флота, справа — Quds-3 иранского/йеменского производства.



Первое что мы сравним — это размах крыла ракеты. Достаточно хорошо видно, что крыло йеменской ракеты больше размахом и имеет лучшую аэродинамическую форму. Крыло же «Томагавка» меньше и более «прямоугольное».


Причина в общем-то проста; «Томагавк» исходно создавался для запуска из торпедных аппаратов подводных лодок, и главным приоритетом была компактность. Его крыло сложено в боковые ниши корпуса и раскрывается после запуска. То есть при проектировании крыла «Томагавка» инженеры исходили из жестких ограничений внутреннего объема соответствующей секции корпуса ракеты.



Йеменский/иранский «Quds-3» же — ракета чисто наземного запуска. Она перевозится на трейлерах и запускается с рельсовой направляющей. Ее крыло не складывается, и не ограничено внутренними габаритами ракеты. И поэтому оно может иметь большую длину и оптимальную аэродинамически форму — банально создавая большую подъемную силу и позволяя двигателю держать ракету в воздухе с меньшими затратами топлива.





Приблизительно в одном масштабе.

Приблизительно в одном масштабе.



Далее, смотрим на расположение двигателя. У «Томагавка» маршевый двигатель внутри корпуса, с выдвигающимся после запуска под корпус воздухозаборником. Решение, опять-таки, продиктовано требованием вписать ракету в габариты 21-дюймового (533-мм) торпедного аппарата, и накладывает определенные ограничения на двигатель.


У «Quds-3», двигатель расположен в отдельной мотогондоле под корпусом. Такое расположение, во-первых, снижает требования к двигателю (согласно имеющимся данным, на ракете стоит лицензионный чешский TJ100) и высвобождает место под топливные баки внутри корпуса ракеты. Таким образом, ценой меньшей скорости — так как тяга TJ100 невелика — ракета получает ощутимую прибавку к дальности.





Схема внутреннего расположения ракеты BGM-109C Tomahawk TLAM. Красным выделены топливные баки.

Схема внутреннего расположения ракеты BGM-109C Tomahawk TLAM. Красным выделены топливные баки.



О внутреннем устройстве «Quds-3», естественно, можно только строить предположения, но в целом пропорционально объему корпуса — ракета, вероятно, несет на 25-30% больше топлива просто за счет наружного двигателя и отсутствия ниш под крылья. На «Томагавке», ниши под сложенные крылья рассекают пополам его центральный топливный бак, вынуждая конструкторов изыскивать способы впихать дополнительное топливо куда только возможно.


Наконец — и что немаловажно — «Quds-3» прозаически меньше и легче «Томагавка». При сопоставимой длине и большем размахе крыла, йеменская/иранская ракета имеет почти на треть меньший диаметр корпуса; 35 см против 52 см у американской. Разумеется, ее боевая часть также меньше и легче — вероятно, не более 250 кг. В итоге, большее крыло и пропорционально больший запас топлива несут ракету, весящую, вероятно, не более полутора тонн (не считая стартового ускорителя).


Таким образом мы получаем, что ракета «Quds-3» вполне может иметь достаточный запас хода для полета на 1700-2000 км. Не за счет каких-то технологических прорывов, а просто за счет оптимизации конструкции под дальность. И эта оптимизация была возможна, в первую очередь, из-за отсутствия у запускаемой с земли «Quds-3» таких жестких габаритных ограничений как у проектировавшегося для запуска через торпедные аппараты «Томагавка».










Наконец, ряд комментаторов высказывал сомнения относительно курса ракет — почему они шли по более длинному маршруту над Красным Морем, вместо того, чтобы идти напрямую. На это у меня есть три ответа:


* Двигаясь над морем, ракеты существенно снижали риск обнаружения системами ПВО Саудовской Аравии — с которой у йеменских повстанцев... очень недружественные отношения. Даже если бы саудиды сами не сумели сбить ракеты, объявленная тревога сорвала бы все шансы на внезапную атаку.


* Согласно имеющимся данным, для навигации на курсе ракеты «Quid-3» используют систему TERCOM — т.е. сканируют рельеф местности, над которой пролетает ракета, и сопоставляет с хранящимся в памяти маршрутом. Пустыни Саудовской Аравии не представляют особо надежных ориентиров для системы наведения — в то же время, линия побережья достаточно проста для следования ей.


* При движении ракет по кратчайшему маршруту, опасно близко от траектории оказывался священный город Мекка. И надежность никакого оружия не бывает стопроцентной. Даже случайный риск падения отказавшей в полете йеменской ракеты на священный для мусульман город мог бы... сильно ухудшить отношение к хуситам даже в поддерживающем их Иране.


Так что все выглядит вполне логично.


Date: 2023-10-21 01:51 pm (UTC)
From: [identity profile] tezet.livejournal.com
дожили - у дикарей томагавки лучше чем у белых человеков!

Date: 2023-10-21 02:00 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com

Не лучше, а дальнобойнее. Ценой невозможности контейнерного базирования, меньшей скорости и более легкой боевой части.

Date: 2023-10-21 02:58 pm (UTC)
From: [identity profile] valeryhronusov.livejournal.com

Спасибо за пост ) Я как раз не сомневался, просто треки рисовал.


Date: 2023-10-21 03:51 pm (UTC)
From: [identity profile] tezet.livejournal.com

это я шутить пытаюсь! но ежли серьезно, то прогресс невероятный — двадцать лет назад все эти недоимперии питались объедками с верхнего мира. теперь, осиль они запуск тысячи таких балалаек в сутки(на периоде месяцы), израилю(или саудитам) будет кирдык

Date: 2023-10-21 06:55 pm (UTC)
From: [identity profile] jr0.livejournal.com

Про прогресс очень верно. Слишком многие не понимают, что прогресс, это когда то, что было только у избранных, оказалось достоянием буквально всех.


Вот взять чешский ТРД — его закупает и Израиль.

Edited Date: 2023-10-21 06:56 pm (UTC)

Date: 2023-10-21 09:57 pm (UTC)
From: [identity profile] eugene-gu.livejournal.com
Вот и в Газе тоже считали, что всерьёз их бить не будут, что живой щит из бедных арабчат гарантирует.
Значит в ответ на тысячи балалаек будут бить чем-то уже следующего уровня и уже прямо по КСИР. Иран, в отличии от палестинцев, живёт за свои и ему есть чего не хотеть потерять.

Date: 2023-10-21 10:08 pm (UTC)
From: [identity profile] tezet.livejournal.com

дык у них же цель жизни война с неверными. а смерть не страшна, главное чтоб политбюро, или как там их старцы именуются, не пострадало


Date: 2023-10-21 10:29 pm (UTC)
From: [identity profile] y-a-noname.livejournal.com

> дык у них же цель жизни война с неверными. а смерть не страшна



Таких "них" не существует.

Date: 2023-10-21 11:14 pm (UTC)
From: [identity profile] eugene-gu.livejournal.com
Так-то да, но всё равно сохраняя голову.
Поэтому если и гадят неверным (Израилю, США, суннитам) — то через прокси, вроде тех же хуситов или Хизбаллы.

Date: 2023-10-22 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] tezet.livejournal.com

а потом дедушки-аятолушки скажут: а мы старенькие, нам пофиг!

Date: 2023-10-22 05:24 pm (UTC)
From: [identity profile] y-a-noname.livejournal.com

И часто они говорили так за 45лет?

Date: 2023-10-22 11:11 pm (UTC)
From: [identity profile] eugene-gu.livejournal.com
Да, есть риск, что "я уже стар, напоследок весь мир в труху" — но для исполнения этого даже в случае ядерного чемоданчика всё же привлекаются другие, не настолько настроенные на самоубийдтво люди.

Date: 2023-10-27 08:57 pm (UTC)
From: [identity profile] vakhnenko.livejournal.com
У Ирана вообще-то полвека назад на вооружении Ф-14 были, топовый истребитель для тех времен. Это не дикари.

Date: 2023-10-27 09:09 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com

Почему "были"? До сих пор стоят на вооружении. Иранцы их поддерживают, модифицируют, даже наладили выпуск собственной сверхдальнобойной УРВВ для замены ограниченного запаса AIM-54.

Date: 2023-10-27 09:22 pm (UTC)
From: [identity profile] vakhnenko.livejournal.com
В смысле — УЖЕ были, а не что сейчас их нету :)

Это в то время как Ф-22 сейчас, не Ф-35 даже.

Date: 2023-10-21 02:03 pm (UTC)
From: [identity profile] midzenis.livejournal.com
Так не лучше же, марш пост читать.

Date: 2023-10-21 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] tezet.livejournal.com

ок, пускай "не хуже". вроде как зулусы выставили бы против максимов гатлинги

Date: 2023-10-21 02:04 pm (UTC)
From: [identity profile] lx-photos.livejournal.com
Точно. Спасибо.

Date: 2023-10-21 02:06 pm (UTC)
From: [identity profile] lilibay.livejournal.com

ТЕРКОМ у иранцев/хуситов, без спутников, электронных карт? Они данные с гуглмапс, что ли брали?


Хотя точность попадания хуситских ракет по резервуарам АРАМКО на берегу Персидского залива действительно впечатляет.

Date: 2023-10-21 02:12 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com

Да наверняка в доступе полно радарных профилей местности. Создать же программу, способную сличать данные радара с заложенными в памяти — при современном уровне весьма просто, и не требует специальной конструкции процессора.

Date: 2023-10-21 02:21 pm (UTC)
From: [identity profile] lilibay.livejournal.com

В ТЕРКОМЕ нет радаров, только высотометр, сомневаюсь, что в свободном доступе есть 3-d профили береговых линий достаточной разрешающей способности, а не просто навигационные электронные карты. Т.е. летели скорее всего по сигналам Бэйдоу или Глонасс, а то и вообще по GPS. Хотя, вроде сообщали, что GPS глушат, во всяком случае на Голанах.

Date: 2023-10-21 03:49 pm (UTC)
From: [identity profile] feldshirator.livejournal.com

Тут надо глубоко копать. В свое время НАСА делали 3Д карту мира. Которую потом БЕСПЛАТНО ВЫЛОЖИЛИ. Народ в microsoft flight simulator импортировал))

Date: 2023-10-21 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] valeryhronusov.livejournal.com

А когда 99% маршрута море, то и вообще ни о чем разговор

Date: 2023-10-21 02:41 pm (UTC)
From: [identity profile] y-a-noname.livejournal.com

А в чем проблема снять несколько областей для TERCOM/DSMAC?

Date: 2023-10-21 05:33 pm (UTC)
From: [identity profile] lilibay.livejournal.com

с чего снимать, если спутников нет, с гражданских лайнеров? Вы себе представляете сложность работ?

Date: 2023-10-21 06:28 pm (UTC)
From: [identity profile] y-a-noname.livejournal.com

> с чего снимать, если спутников нет



С самолетов.



> Вы себе представляете сложность работ?



Нет, расскажите.

Date: 2023-10-21 06:31 pm (UTC)
From: [identity profile] lilibay.livejournal.com

Ну, погуглите Корреляционно-экстремальные системы навигации.

Date: 2023-10-21 06:59 pm (UTC)
From: [identity profile] y-a-noname.livejournal.com

Какой точный и бесполезный ответ. Вы математик?



Если погуглить "preparing DSMAC images", т можно предположить, что "сложность работы" сейчас вполне посильна даже продвинутым любителям с 4D imaging radar.



P.S. "The reference image used by the scene matching guidance is usually drawn from the aerial photograph or the satellite photograph" — статья почти 30-летней давности.


Edited Date: 2023-10-21 07:03 pm (UTC)

Date: 2023-10-21 07:31 pm (UTC)
From: [identity profile] lilibay.livejournal.com

DSMAC это не TERCOM. Как Вы себе представляете, летают иранские самолёты и производят геодезическую съёмку побережья Саудовской Аравии, когда у его прокси война с саудитами. Там просто аэрофотографией не обойдёшься, надо снимать профиль высот побережья и потом пустыню Негев, даже если представить, что у Ирана есть такая технология. Возможно всё, но при помощи других держав, у которых эта технология отработана и "Заправлены в планшеты космические карты"...

Date: 2023-10-21 07:50 pm (UTC)
From: [identity profile] y-a-noname.livejournal.com

> DSMAC это не TERCOM



Я знаю. Речь именно о DSMAC.



> Как Вы себе представляете, летают иранские самолёты и производят геодезическую съёмку побережья Саудовской Аравии



Почему иранские? Можно, например, подкупить гражданина СА или другой страны.



> Возможно всё, но при помощи других держав, у которых эта технология отработана и "Заправлены в планшеты космические карты"...



Я подозреваю, что в открытом доступе полно информации. И всегда остается возможность подкупить специалиста по DSMAC из более продвинутой державы.

Date: 2023-10-21 06:58 pm (UTC)
From: [identity profile] jr0.livejournal.com

Первые РЛС до войны показывали лучше всего береговую черту.

Date: 2023-10-21 03:35 pm (UTC)
From: [identity profile] fon-rotbar.livejournal.com

в отдельной мотогондоле под корпусом.

Наверное таки над корпусом?


А про отношения стран- не задумывался.


Date: 2023-10-21 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com

Опс, да, точно. Я поначалу думал, что это она лежит перевернутой, но теперь погуглил и сомневаюсь.

Date: 2023-10-21 05:35 pm (UTC)
From: [identity profile] lilibay.livejournal.com

аэродинамика с выносным двигателем не очень, выигрыш по сравнению с встроенным движком не очевиден

Date: 2023-10-21 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] jr0.livejournal.com

Самая распространенная схема в классе Single pilot private jet. Пара десятков конструкций.


https://www.google.com/search?q=single+pilot+private+jet&tbm=isch


А вообще, поищите спроектированный на дальность самолет, у которого двигатели не в отдельной гондоле. Выигрыш как раз очевиден.

Date: 2023-10-21 05:52 pm (UTC)
From: [identity profile] kir16.livejournal.com

Профиль и угол атаки крыла говорят о том, что лежит правильно.

Date: 2023-10-21 03:41 pm (UTC)
From: [identity profile] sergiovillaggio.livejournal.com

Отличный обзор!

Date: 2023-10-21 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com

Спасибо!

Date: 2023-10-21 04:36 pm (UTC)
From: [identity profile] sni-1.livejournal.com

ждем новую цивилизацию(игру) с учетом прогресса.

Date: 2023-10-21 05:35 pm (UTC)
From: [personal profile] borisk (from livejournal.com)
Эйлат, не «Элайт».

Date: 2023-10-21 07:17 pm (UTC)
From: [identity profile] vashu11.livejournal.com

Тл;др — основным требованием к любом оружию у арабов является возможность достать до Израиля.

Edited Date: 2023-10-21 07:17 pm (UTC)

Date: 2023-10-21 07:41 pm (UTC)
From: [identity profile] 0mogol0.livejournal.com
О внутреннем устройстве «Quds-3», естественно, можно только строить предположения, но в целом пропорционально объему корпуса — ракета, вероятно, несет на 25-30% больше топлива просто за счет наружного двигателя и отсутствия ниш под крылья.

Меня вот это утверждение несколько смущает, особенно с учётом того, что ниже

При сопоставимой длине и большем размахе крыла, йеменская/иранская ракета имеет почти на треть меньший диаметр корпуса; 35 см против 52 см у американской.

Т.е. 25-30% это про абсолютный запас топлива или относительный (в отношении к общей массе ракеты)?

Date: 2023-10-21 07:45 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com

Относительный (да, "пропорционально" не лучшая формулировка, согласен)

Date: 2023-10-21 09:52 pm (UTC)
From: [identity profile] eugene-gu.livejournal.com
> и запускается с рельсовой направляющей
---
Ну чисто как паловские или хизбаллонские "катюши".

Date: 2023-10-22 06:39 am (UTC)

Date: 2023-10-22 07:17 am (UTC)
From: [identity profile] 33samurai.livejournal.com

Томагавк без стартового ускорителя, упрощённый до цилиндра.


r=0,26 м


h=5,56 м


V=1.18 м3



Для равного объёма при r=0,175, потребная h=12,27 м.



А при сходной длине объём будет лишь 0,54 м3. Вынос двигателя и отказ от складывания крыльев даже отдалённо не компенсируют такую разницу в объёмах.



Ну а большая площадь крыла при меньшей тяге означает лишь меньшую крейсерскую скорость и большее время полёта на одинаковую дистанцию при прочих равных. Вообще, сравнение крыльев на глаз мне говорит лишь об одном — у "томагавка" значительное внимание уделено полёту на высоких скоростях и сверхмалых высотах, а йеменская ракета предназначена для полётов на средних и больших высотах.


Почему? Скорее всего из-за двигателя. Удельное потребление чешского двигателя почти в два раза больше, потому как он представляет собой простейшую турбореактивную схему. Следовательно, просто чтобы сравняться с "томагавком" по абсолютному расходу он должен давать тягу вдвое меньше. Но мы уже знаем, что со внутренними объёмами на йеменской ракете всё не так однозначно, поэтому она не может себе позволить равный абсолютный расход. Следовательно, тяга должна быть ещё меньше. Полёты на больших высотах снижают общее сопротивление и позволяют выжать хоть что-то из этой конструкции. К сожалению, нет информации о массе ракеты, но у иранских аналогов она лишь немногим меньше "томагавка".


При располагаемой тяге менее чем вдвое от "томагавка", никакие чудеса не помогут йеменской конструкции соревноваться с последним на сходных профилях полёта и даже на высотном она неизбежно будет потреблять больше топлива на сходной дистанции. Так что все рассуждения о сходстве дальностей можно вести лишь в случае разных профилей полёта. Low-low для томагавка и high-high для йеменского чуда. Но вот незадача. При полностью низковысотном профиле "томагавк" и не летит на 1600 км.


По иронии, вон то место на схеме, где якобы произошла вся эта грандиозная баталия, примерно соответствует тому, где должны были упасть выработавшие топливо йеменские ракеты при запуске из Йемена.

Edited Date: 2023-10-22 07:18 am (UTC)

Date: 2023-10-22 05:45 pm (UTC)
From: [identity profile] roman3khi.livejournal.com

Товарищ Цепелин, подрядился "отобрать хлеб" у гадалок с вокзала...


Аэродинамическое качество крыла на глаз определил, у "торпеды" с ВДВОЕ меньшим объёмом корпуса топлива оказалось куда как больше, ну и пофиг что движок одноконтурный и жрёт как не в себя.


Не сказать чтобы сильно удивлён, не в первый раз автор выдаёт желаемое за действительно, но безусловно в деле "притягивания за уши" взята новая веха.

Profile

fonzeppelin: (Default)
fonzeppelin

January 2026

S M T W T F S
     12 3
4 56 78910
1112131415 1617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 19th, 2026 01:23 am
Powered by Dreamwidth Studios