fonzeppelin: (Default)
[personal profile] fonzeppelin
И вот свершилось! Пройдя долгий и непростой путь от чертежной доски и до стапеля, сквозь финансовые кризисы, пересмотры проекта и неоднократные задержки, 7 декабря 2017 года (в годовщину атаки на Пирл-Харбор, хотя британцы клянутся, что это не было намеренно) первый британский суперавианосец, R08 "Куин Элизабет" вступил в состав Королевского Флота.



Для британского кораблестроения, постройка этого корабля стала предметом особой гордости. "Куин Элизабет" является крупнейшим британским военным кораблем, когда-либо построенным, переняв этот титул от знаменитого линейного крейсера HMS "Худ". При водоизмещении в 70600 тонн, "Куин Элизабет" на второе место в мире - после США - по размерам авианосцев. Хотя "Куин Элизабет" и меньше, чем атомные суперавианосцы США, она, тем не менее, превосходит все остальные авианосцы в мире. И, вероятно, будет занимать этот "серебряный пьедестал" по крайней мере до вступления в строй первых китайских атомных суперавианосцев.

Для британского флота, вступление в строй "Куин Элизабет" тоже означает важный доктринальный сдвиг. С появлением в строю суперавианосца, британский флот полностью отошел от доминировавшей в конце XX века концепции "эскортного и противолодочного флота" - основной целью существования которого была защита американских трансатлантических конвоев в случае конфликта с СССР - и вновь вернулся к традиционной роли "проекции силы" и борьбы за господство на море. Вместе с эсминцами типа "Дэринг" (отличными кораблями, но склонными к поломкам) и многоцелевыми атомными субмаринами типа "Эстьют" (возможности которых впечатлили даже американцев), британский флот теперь в состоянии формировать полноценные (почти) авианосные ударные группы, способные оперировать против любых целей.



Интересно отметить, что первой британской эскадрильей, которая завершит перевооружение на новые истребители-бомбардировщики укороченного взлета/вертикальной посадки F-35B, станет 618-я эскадрилья RAF. Помимо того, что это прямые наследники знаменитых "Дамбастеров" Второй Мировой, это еще и одна из двух эскадрилий, которые (по соглашению между флотом и ВВС) будут базироваться на "Куин Элизабет". Кроме того - как временная мера - в декабре 2017 года, США и Великобритания подписали соглашение, по которому британский авианосец будет базировать американскую эскадрилью морской пехоты, также оснащенную F-35B.

В перспективе, с 2023 года к "Куин Элизабет" будут приписаны две эскадрильи - 618-я RAF и 809-я FAA (Fleet Air Arm, воздушные части флота). В мирное время, эскадрильи будут ротироваться между авианосцем и берегом; при необходимости, обе могут быть развернуты на борту авианосца. Исходные планы предполагали, что авиакрыло "Куин Элизабет" будет состоять из 36 самолетов F-35B и четырех вертолетов, но современные планы развертывания (озвученные в 2010 году) определяют состав авиакрыла в 12-24 самолета F-35B и 14 вертолетов разных моделей.



И тут мы подходим к главному недостатку "Куин Элизабет"; авианосец не имеет катапульт и аэрофинишеров, и использует трамплин для взлета самолетов. Это серьезно ограничивает его возможности, вынуждая использовать только самолеты укороченного взлета/вертикальной посадки (вроде F-35B), снижая темы взлетно-посадочных операций и не давая использовать самолеты ДРЛО. Британское правительство рассматривало возможность перепроектирования второго корабля серии - R09 "Принс оф Уэллс" - с установкой на него электромагнитных катапульт и аэрофинишеров американской постройки. Технически, такое решение представлялось несложным; авианосцы типа "Куин Элизабет" имеют полностью электрическую силовую установку (то есть их газовые турбины и дизели работают на динамо-машины, которые вырабатывают ток для маршевых электромоторов) и имеют избыток электрической мощности. Однако, перепроектирование на катапульты потребовало бы закупки палубных истребителей-бомбардировщиков F-35C, что сделало бы невозможной унификацию по используемым машинам с RAF и потребовало бы значительного дополнительного финансирования. Это также создало бы проблемы с эксплуатацией "Куин Элизабет", перестройка которой под катапульты была уже затруднительна. В конечном итоге, в 2012 году правительство Британии решило, что лучше иметь в строю два авианосца, пускай и с несколько ограниченными возможностями, чем один оптимальный.



Частично решить проблему ДРЛО британцам удалось, спроектировав подвесной модуль ДРЛО "Воронье гнездо" (англ. Crowsnest). Этот модуль должен подвешиваться с минимальными переделками на любой вертолет Merlin HM2; иные типы летательных аппаратов - включая конвертопланы V-22 и AW609 - также могут быть адаптированы как потенциальные носители. В настоящее время, проходят испытания два варианта модулей - от британской фирмы Thales и американской Lockheed. Принятие на вооружение ожидается в 2019 году, а до тех пор "Куин Элизабет" будет оснащена старыми вертолетами ДРЛО Sea King ASaC.7

В целом, вступление "Куин Элизабет" в строй стало важным достижением британского флота - первым полноценным кораблем основного класса, построенным для Великобритании за последние шестьдесят лет (с того момента, как в 1955-ом вступил в строй тяжелый авианосец R09 "Арк Ройал", заложенный еще во время войны). С новым суперавианосцем, британский флот вышел на первое место по возможностям в Западной Европе, и вновь обрел способность проецировать силу глобально, в любой точке земного шара.

P.S. Ну, и аргентинские военные "ястребы" вновь вынуждены положить зубы на полку - "окно возможностей" для Фолклендского реванша, наступившее со списанием в 2011-ом последних британских "Харриеров", официально и необратимо закрылось. :)

Date: 2017-12-09 08:45 am (UTC)
From: [identity profile] levsha.livejournal.com
...перепроектирование на катапульты потребовало бы закупки палубных истребителей-бомбардировщиков F-35C, что сделало бы невозможной унификацию по используемым машинам с RAF

RAF используют F-35B? Или имелось в виду введение третьего типа?

Date: 2017-12-09 08:54 am (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
RAF используют F-35B. Это стало результатом как стремления к "взаимозаменяемости" с флотом, так и традиционного для британских военных желания иметь самолеты, способные летать с коротких полос и полевых аэродромов.

(no subject)

From: [identity profile] levsha.livejournal.com - Date: 2017-12-09 09:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com - Date: 2017-12-09 10:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levsha.livejournal.com - Date: 2017-12-09 10:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com - Date: 2017-12-09 10:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levsha.livejournal.com - Date: 2017-12-09 10:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gloire-bb.livejournal.com - Date: 2018-02-17 12:41 am (UTC) - Expand

Date: 2017-12-09 09:49 am (UTC)
From: [identity profile] jr0.livejournal.com
Основные задачи RAF очень-очень давно - "колониальные". Островная страна, но даже в Европе они вынуждены действовать так - из очагов. Потому-то их боевая авиация отличалась неприхотливостью к аэродромам и снабжению.

(no subject)

From: [identity profile] levsha.livejournal.com - Date: 2017-12-09 10:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jr0.livejournal.com - Date: 2017-12-09 10:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gloire-bb.livejournal.com - Date: 2017-12-09 10:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com - Date: 2017-12-09 10:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jr0.livejournal.com - Date: 2017-12-09 10:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com - Date: 2017-12-09 10:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jr0.livejournal.com - Date: 2017-12-09 10:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com - Date: 2017-12-09 11:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jr0.livejournal.com - Date: 2017-12-09 01:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jr0.livejournal.com - Date: 2017-12-09 10:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eugene-gu.livejournal.com - Date: 2017-12-09 11:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jr0.livejournal.com - Date: 2017-12-10 06:59 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2017-12-09 09:18 am (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
Да, без аэрофинишеров. А зачем ей? На рассматриваемую перспективу, с нее предполагается применять только F-35B с их короткой/вертикальной посадкой.

Согласен, конечно, что отсутствие аэрофинишеров затрудняет взаимодействие с другими авианосцами НАТО - не позволяет приземлять те же F/A-18. В принципе, F/A-18 вполне может взлететь с трамплина "Куин Элизабет", но без аэрофинишеров приземлиться не сможет, да.

(no subject)

From: [identity profile] jr0.livejournal.com - Date: 2017-12-09 01:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com - Date: 2017-12-09 01:33 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-12-09 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] jr0.livejournal.com
Теперь-то видно, что быстрее строить было бы рано. То есть задержки строительства связаны с задержками JSF. То есть они вынужденные, но и торопить зачем?

+ Вот японцы построили быстрее - и?
Edited Date: 2017-12-09 09:38 am (UTC)

Date: 2017-12-09 09:53 am (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
Скажем так: британских адмиралов действительно нервировало отсутствие у них хоть каких-то авианосных возможностей. Даже просто в контексте большего числа вертолетов.

Date: 2017-12-09 10:09 am (UTC)
From: [identity profile] gloire-bb.livejournal.com
Японцы в текущей форме оперировать F-35 и не могут.
Они всё таки за другим строились.

(no subject)

From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com - Date: 2017-12-09 10:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gloire-bb.livejournal.com - Date: 2017-12-09 10:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com - Date: 2017-12-09 10:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jr0.livejournal.com - Date: 2017-12-09 10:29 am (UTC) - Expand

Date: 2017-12-09 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] jr0.livejournal.com
Аргентинцы пролетели давно не по причине усиления Англии, а по причине своей слабости. В том числе, из-за той войны - фиг им теперь продадут нужное оружие. И русское или китайское купить будут мешать.
(deleted comment)

Date: 2017-12-09 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
Ну, это, конечно, вопрос будущего, но ИМХО - решением будут "взлетно-посадочные сани". Т.е. беспилотник вертикального взлета и посадки, с мощными движками, способный поднять на горбу любой тактический самолет и состыковаться с ним в воздухе, обеспечивая ему вертикальный взлет и вертикальную посадку.
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com - Date: 2017-12-09 11:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] waryag72.livejournal.com - Date: 2017-12-14 06:42 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] waryag72.livejournal.com - Date: 2017-12-14 12:11 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-12-09 09:44 am (UTC)
From: [identity profile] jr0.livejournal.com
Ну и именно ДРЛОУ меня более всего сейчас занимает. Может все-таки есть какая-то темная программа? Например, беспилотника? Сейчас ведь появился (значительно усилился) новый класс авианосцев LHA. Английский проект - самый сильный среди них.

Флот США, Англии, Индии, Японии, Италии, Испании нуждается, вроде, в таком ДРЛОУ. И новые возможности есть: БРЛС с электронным сканированием, автономные БЛА. Мощная связь (спутниковые цифровые каналы или вроде того) такому самолету нужны в любом случае. Тогда зачем бортовые операторы? Ну, кроме повышения надежности дорогостоящего сооружения.

Date: 2017-12-09 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] kikzan.livejournal.com
Берем шведский ASC 890, монтируем оборудование на HV-22, получаем ДРЛО вундервафлю. :)

upd. Аналогично можно взять оборудование с CAEW.
Edited Date: 2017-12-09 09:55 am (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com - Date: 2017-12-09 10:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jr0.livejournal.com - Date: 2017-12-09 10:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com - Date: 2017-12-09 10:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jr0.livejournal.com - Date: 2017-12-09 10:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com - Date: 2017-12-09 10:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jr0.livejournal.com - Date: 2017-12-09 11:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com - Date: 2017-12-09 11:02 am (UTC) - Expand

Date: 2017-12-09 09:52 am (UTC)
From: [identity profile] kikzan.livejournal.com
ИМХО, так и просится АФАР на Osprey по типу шведского ДРЛО ASC 890.

И катапульты становятся не нужны...

Date: 2017-12-14 06:45 am (UTC)
From: [identity profile] waryag72.livejournal.com
Если есть желание брать побольше нагрузки и доставлять подальше - еще как нужны.

(no subject)

From: [identity profile] kikzan.livejournal.com - Date: 2017-12-14 06:47 am (UTC) - Expand

Date: 2017-12-09 10:23 am (UTC)
From: [identity profile] gloire-bb.livejournal.com
Писалось в свое время что хотя общий темп операций без катапульты страдает,
сами операции (подъём крыла, взлёт по тревоге и многие другие) могут осуществляться гораздо быстрее, в стиле второй мировой.

Date: 2017-12-09 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
Хм? Вот тут не в курсе.

(no subject)

From: [identity profile] iwaterloo york - Date: 2017-12-10 04:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com - Date: 2017-12-10 04:56 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-12-09 10:42 am (UTC)
From: [identity profile] jr0.livejournal.com
Одно из многих объяснений. То есть это простые рассуждения для пиара, для политиков.

Вообще, осталось три года подождать, чтобы убедиться. Хотя проверки вроде Фолкленд не ожидаю.

(no subject)

From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com - Date: 2017-12-09 10:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jr0.livejournal.com - Date: 2017-12-09 10:49 am (UTC) - Expand

Date: 2017-12-09 11:39 am (UTC)
From: [identity profile] shkslj.livejournal.com
Так темп зависит от скорости выставления литаков к газообойным щиткам. А их четыре.

Date: 2017-12-09 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] raffal.livejournal.com
Да, хороший будет трофей для СФ РФ - тут одних только Героев России не меньше 15-20..

Date: 2017-12-09 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
На всякий случай предупреждаю всех: попытки разжечь политсрач будут караться.

(no subject)

From: [identity profile] raffal.livejournal.com - Date: 2017-12-09 05:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com - Date: 2017-12-09 05:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] raffal.livejournal.com - Date: 2017-12-09 06:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com - Date: 2017-12-09 06:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] waryag72.livejournal.com - Date: 2017-12-14 06:59 am (UTC) - Expand

Date: 2017-12-09 08:25 pm (UTC)
From: [identity profile] bambi-simbam.livejournal.com
Оригинальный корабль.
Электродвижение , трамплин + СВВП , число самолётов = число вертолётов. Не авианосец ,скорее продвинутый УДК, британская версия "Америки".

Date: 2017-12-09 08:32 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
В принципе он может таскать гораздо больше. Ангар большой; в "максимальную" загрузку он может брать под 70 летательных аппаратов. Сорок - это, так сказать, "экономичный" размер авиагруппы при нормальной эксплуатации.

А вот "Принц Уэльский", по сведениям, будет действительно частично-УДК; его решили адаптировать к десантным операциям, потому как "Океан" идет на продажу.

(no subject)

From: [identity profile] bambi-simbam.livejournal.com - Date: 2017-12-09 08:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com - Date: 2017-12-09 08:45 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-12-10 05:04 pm (UTC)
From: [identity profile] iwaterloo york (from livejournal.com)
Самое интересное, что на "Королеве" еще зарезервированы места под УВП ЗУР "Астер", возможно, что будут довооружать (как 45-е: там поначалу тоже не было ни Гарпунов, ни Вулканов).

Date: 2017-12-10 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
Вполне возможно - у нее вроде бы такая же СУО как и у 45-ых, так что она потенциально может управлять "Астерами".

Date: 2017-12-11 10:39 pm (UTC)
From: [identity profile] Артём Жигулин (from livejournal.com)
Действительно, для англичан большое достижение и большое подспорье. Корабль конечно получился весьма странный и не без серьёзных недостатков, но он по крайне мере есть.

> аргентинские военные "ястребы" вновь вынуждены положить зубы на полку - "окно возможностей" для Фолклендского реванша, наступившее со списанием в 2011-ом последних британских "Харриеров", официально и необратимо закрылось

Оно закрылось давным давно, с учетом полнейшей деградацией ВВС Аргентины есть или нет авианосец у Англии, ничего аргам не светит.

Date: 2017-12-14 06:38 am (UTC)
From: [identity profile] waryag72.livejournal.com
Время идёт, британцы не меняются.

Profile

fonzeppelin: (Default)
fonzeppelin

January 2026

S M T W T F S
     12 3
4 56 78910
1112131415 1617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 18th, 2026 02:03 pm
Powered by Dreamwidth Studios