…Из всех кораблей флота Его Величества, он, пожалуй, был среди самых невзрачных – маленький толстенький речной паром, построенный для пассажирских перевозок в Китае. Спущенный на воду в 1938 году, “Ли Во” не успел прослужить и двух лет, как был внезапно реквизирован Королевским Флотом и – к искреннему изумлению капитана Томаса Вилкинсона – отправлен в Сингапур. Положение на Дальнем Востоке ухудшалось, и британцам срочно требовались вспомогательные корабли.

В Сингапуре, “Ли Во” перекрасили в камуфляжные цвета, и вооружили одной старенькой 4-дюймовой (102-мм) пушкой и парой не менее почтенных зенитных пулеметов Льюиса. Укомплектовали его командой из восьмидесяти четырех резервистов: моряков торгового флота, матросов, спасшихся с потопленных “Рипалса” и “Принца Уэльского”, группы армейских механиков, двух оставшихся без самолетов летчиков RAF, десятка китайцев и шести малайцев. Командовал этим разношерстым экипажем все тот же капитан (в звании лейтенанта) Вилкинсон.
12 февраля, когда падение крепости стало уже лишь вопросом времени, командование приказало всем уцелевшим единицам Королевского Флота прорываться на Яву. Среди тех, кому удалось выйти в море на рассвете 13 февраля, был и “Ли Во”. Маленький кораблик весь день отбивал воздушные атаки японцев, его надстройки были изрешечены пулеметным огнем и осколками от близких разрывов. Все же ему удалось выжить, и укрыться в ночи.

На следующий день, 14 февраля, “Ли Во” тихо крался к северу от Суматры, надеясь незаметно проскочить в безопасные воды. Но в пять часов вечера, впередсмотрящий сообщил, что видит впереди множественные дымы “подозрительных” кораблей. Вскоре стало ясно, что прямо навстречу “Ли Во” движется японский конвой: полдюжины войсковых транспортов под охранением легкого крейсера и пары эсминцев.
Капитан Вилкинсон немедленно собрал команду на совещание, на котором честно, ничего не утаивая, обрисовал положение. Существовала достаточно неплохая вероятность, что если “Ли Во” просто продолжит двигаться прежним курсом, то японцы вообще не обратят на него внимания. Соотношение сил было, вполне естественно, совершенно безнадежным для любого боевого столкновения. Но… “Ли Во” был британским боевым кораблем. Его команда была британскими моряками (пускай даже и чисто формально). А британские моряки привыкли атаковать, каким бы безнадежным ни было положение. Капитан Вилкинсон информировал экипаж, что собирается напасть на японский конвой – и команда единогласно поддержала его решение.
“Конвой япошек впереди нас, я намереваюсь атаковать его, и забрать с нами на тот свет столько ублюдков, сколько сумеем” – лейтенант Томас Вилкинсон, командир “Ли Во”.
Японцы, в свою очередь, просто не обратили внимания на “Ли Во”, сочтя его не более чем одним из множества гражданских пароходиков, пытающихся спастись из зоны военных действий. На своем пути, соединение уже встретило множество таких вот несчастных растерянных корабликов, и не собиралось тратить на них ни времени, ни боеприпасов. Что они совершенно не ожидали, так это что “гражданский” пароходик внезапно даст полный ход (что в исполнении “Ли Во” означало не более десяти узлов), поднимет на мачте британский боевой флаг чуть ли не больше его самого, и устремится прямо на конвой.
Внезапность атаки была настолько полной и ошеломляющей, что ни один из кораблей эскорта даже не поднял тревоги, когда “Ли Во” устремился в атаку. По всей видимости, японцы не сразу заметили его маневр, а заметив – не сообразили, что именно происходит. Пользуясь этим, капитан Вилкинсон стремительным рывком сблизился с головным транспортом – переоборудованным пассажирским лайнером, водоизмещением порядка пяти тысяч тонн – и открыл огонь.
На японских транспортах, царила атмосфера расслабленного спокойствия. Японские солдаты занимались своими делами: кто-то спал, кто-то играл в карты, кто-то перечитывал письма от родных и близких. Война начиналась удачно для Японии: американский Тихоокеанский Флот был нейтрализован, британское соединение “Z” в Сингапуре было уничтожено. Остатки американских, австралийских, британских и голландских сил отчаянно пытались перегруппироваться в Индонезии. Никто не ожидал нападения… и поэтому внезапный грохот выстрелов, а затем разрывы снарядов стали для японцев полнейшим шоком.
С дистанции в 1200 метров, единственное 102-миллиметровое орудие “Ли Во” открыл огонь. Весь его боекомплект состоял из шестнадцати снарядов – считая и три учебных. Командовавший орудийным расчётом матрос Парсонс целился тщательно и стрелял наверняка, и уже вторым выстрелом поразил цель. Затем попадания пошли одно за другим. Очень скоро, японский транспорт полыхал от носа до кормы, и обезумевшие от ужаса японские солдаты в панике бросались за борт.
На этом орудие “Ли Во” замолчало, выпустив свой последний снаряд. Но это не остановило маленькую храбрую канонерку. Развернувшись, “Ли Во” устремился на ближайший японский транспорт – небольшой пароход водоизмещением около 800 тонн – и на полном ходу, таранил его. Удар проломил дыру в борту японца, который немедленно начал оседать в воду.

Неприятель ответил: зенитная пушка японского парохода выстрелила практически в упор, поразив мостик “Ли Во”. В ответ заработали пулеметы канонерки. Стоявший за правобортным “льюисом” сержант Королевских ВВС методично расстрелял расчет японской зенитки, и мечущихся по палубе солдат. После чего перенес огонь пулемета на другой японский транспорт, проходивший примерно в двухстах метрах. Затем очереди пулеметов смолкли тоже. “Ли Во” расстрелял весь свой боезапас, и теперь, безоружный, потерявший от удара ход, дрейфовал, окруженный врагами.
Тут, наконец, “очнулись” от шока японские военные корабли. Два эсминца, “Фубуки” и “Асагири”, и легкий крейсер “Юра” открыли беспорядочный огонь из всех орудий. Судя по всему, японские экипажи толком не понимали, что именно происходит, кто их атакует, и куда они вообще стреляют – по отзывам выживших британцев, японские снаряды летели вкривь и вкось, словно артиллеристы вообще не целились, а просто истерично палили, куда попало. Им потребовалось почти десять минут, чтобы пристреляться по еле двигавшемуся “Ли Во” – который даже не мог стрелять в ответ!
Разумеется, когда японские артиллеристы отошли от шока, все было кончено за несколько минут.
Оседая на левый борт, маленький храбрый “Ли Во” кормой вперед погрузился в волны. Капитан Вилкинсон остался на мостике, уйдя на дно вместе со своим кораблем. Немногочисленные уцелевшие моряки канонерки цеплялись за спасательные плоты и плавающие обломки. Один из японских транспортов замедлил ход, чтобы поднять выживших с потопленных кораблей, и англичане надеялись, что японцы подберут на борт и их.
Но японцы поступили в обычных “традициях” своей “воинской чести”. Японский пароход таранил спасательные плоты, пока беснующиеся на палубе солдаты стреляли в выживших британцев, и бросали в них гранаты и даже куски угля. Спастись удалось лишь тем морякам с “Ли Во”, кто, вовремя осознав намерения японцев, нырнул и скрывался среди обломков, пока вечерний мрак не скрыл их. Утешением для уцелевших было зрелище горящего японского транспорта – жертвы снарядов “Ли Во” – который огромным факелом полыхал всю ночь посреди пролива.
Утром 15 февраля, троим уцелевшим морякам повезло обнаружить на поверхности ялик, который, хоть и пробитый снарядами, все же держался на плаву. Кое-как поставив парус, они направились к берегу, по пути обнаружив и взяв на буксир два спасательных плота с еще семью моряками. На следующий день, 16 февраля, выжившие с “Ли Во” добрались до острова Банка, где их, и еще нескольких, добравшихся до берега самостоятельно, обнаружил и взял в плен японский патруль. До конца войны дожили не все.

P.S. С моей точки зрения, эта история маленькой храброй канонерки наглядно демонстрирует одну основополагающую черту характера британских моряков – их настрой “Attack! Attack! Attack!”вне зависимости от ситуации. Со времен Нельсона и до Второй Мировой, британские военные корабли при встрече с противником атаковали всегда, независимо от соотношения сил. И эта предопределенная агрессивность являлась во многом фактором, влияющим на стратегическую ситуацию. Более “осторожный” противник – например, немцы – был вынужден постоянно исходить из того, что даже заведомо слабейшие британские силы не будут уклоняться от боя. Что для “осторожного” противника являлось стимулом проявлять еще большую осторожность, парализуя его инициативу. Репутация, заработанная веками, имела вполне себе надежный стратегический вес!
Также интересно отметить… своеобразную реакцию японского эскорта на внезапную атаку. Выглядит так, будто моряки японского крейсера и эсминцев от шока впали в ступор, и в буквальном смысле слова “тормозили”, замедленно реагируя на ситуацию. Допускаю, конечно, что начальная замедленная реакция могла быть связана с неправильной оценкой ситуации – не ожидая атаки от крошечного “Ли Во”, японцы могли решить, что конвой атакован субмаринами (и пушечные выстрелы – это один из транспортов стреляет по замеченному перископу), либо что они под атакой незамеченного тяжелого корабля. Однако, я бы сказал, что склонность к некоторому… ступору во внезапной, непредсказуемой ситуации, похоже, была характерной чертой японского военного менталитета в годы войны.
P.P.S. Полный состав боекомплекта 102-мм пушки “Ли Во”:
* Шесть полубронебойных снарядов с донными взрывателями – единственных, пригодных для поражения кораблей противника.
* Четыре осколочно-фугасных снаряда с рикошетирующими (grazing) взрывателями – снаряды для поражения живой силы противника, рассчитанные, чтобы отскочить от земли и взорваться в воздухе. Против кораблей были практически бесполезны.
* Три зенитных снаряда с временными взрывателями – не имели ударного взрывателя, и против кораблей были практически бесполезны.
* Три учебных снаряда – возможно, первый выпущенный снаряд был учебным, для пристрелки.
no subject
Date: 2022-01-08 05:52 pm (UTC)Удивительно, но и тут ваши цифры разошлись с общеизвестными :-)
Из Дюнкерка было эвакуировано 340 000. И еще 100 000 англичан и французов — взято в плен немцами во всем Дюнкеркском "кармане". Большая их часть — по итогам "эвакуации". Если вычесть Лилльский котел и даже Булонь — округлено выходит 400 тысяч. И это — без учета ВСЕЙ бельгийской армии, сдавшейся после того, как англичане объявили об эвакуации. И без учета остатков голландской армии, сдавшихся с ней в Зеландской Фландрии.
Вы всерьез верите, что исчезновение с фронта 400 тысяч боевых войск на обстановку никак не повлияло?
> сомневаюсь, вот только что это меняет? тезис о том, что 300 тысяч британцев не могут спасти страну, которая решила не сражаться
Просто открываем вики (и все претензии — к ней):
By the end of May 1940, the best-equipped French armies had been sent north and lost in Fall Gelb and the evacuation from Dunkirk, which cost the Allies 61 divisions. French commander Maxime Weygand was faced with the prospect of defending a 965 km (600 mi) front from Sedan, along the Aisne and Somme rivers to Abbeville on the Channel, with 64 French divisions. The 51st (Highland) Infantry Division and a few British divisions being sent to French ports south of the Somme to form the "2nd BEF" were the only British contribution. Weygand lacked reserves to counter a breakthrough against 142 German divisions and the Luftwaffe, which had air supremacy, except over the English Channel.[2]
Итак, до Дюнкерка было 127 англо-французских дивизий. Против 142 германских. Без учета бельгийцев и голландцев. После "эвакуации" — осталось 66. Но причиной поражения — не эвакуация, а трусость этих 66... :-)
> кидание по-вашему — это не остаться на континенте и не сдаться вместе с французами
Вы такого низкого мнения о британской армии, раз считаете, что она не способна оборонять плацдарм — и может либо эвакуироваться, либо сдаваться? :-)
Первый Тобрук делает фейспалм. Зато второй потирает ручки, да...
no subject
Date: 2022-01-08 08:48 pm (UTC)какая дешевая манипуляция: 9 английских дивизий+83 французских это уже 127 англо-французских? Прелестно. А эвакуация 9 английских дивизий привела к тому, что 127 — 9 = 64? Куда исчезли французские дивизии — спросите у Гамелена и Вейгана — они англичанам не подчинялись.
>бельгийской армии, сдавшейся после того, как англичане объявили об эвакуации.
чего? о крахе и желании бельгийцев сдаться стало известно уже 24 мая. Понимаю, надо было подождать, пока бельгийский король подпишет бумажку... и только ТОГДА и ни часом раньше.
> Первый Тобрук делает фейспалм. Зато второй потирает ручки, да...
нет, существуют "Компас" и "Крусейдер", первый и второй Эль-Аламейн, Тунис, Кан и т.д. которых-бы не было, последуй англичане вашему мудрому совету. Хотя, если цель — пить баварское... Кстати, какой там счет по Тобруку? 3:1 в пользу британцев? То-то.
no subject
Date: 2022-01-08 09:02 pm (UTC)Дешевая манипуляция — это заявлять, что минус 400 000 у союзников за десять дней (и это минимальная цифра, без бельгийцев и голландцев) никак не повлияли на результат сражения за Францию.
В остальном — учимся читать написанное: "Просто открываем вики (и все претензии — к ней):"
Никто не мешает вам привести свои цифры: сколько было у союзников к западу от Седана на 23-25 мая — и сколько осталось там на фронте к 4 июня.
Но ведь вы это не сделаете :-)
no subject
Date: 2022-01-08 09:24 pm (UTC)> Но ведь вы это не сделаете :-)
а зачем? что это меняет? Ваши цифры: 127 дивизий. 127-9=118. сколько из них было "южнее Седана" и куда они делись — спросите у Гамелена и Вейгана (с) Лорд Горт и сэр Уинстон тут не_при_чем.
сори 9 английских и 83 французских, разумеется.
no subject
Date: 2022-01-08 09:52 pm (UTC)Э-э-э... если даже 200 000 англичан, вывезенных из Дюнкерка + порядка 20 000 потерянных там, это 15% личного состава, то тогда общая численность англо-французов в Дюнкеркском кармане должна была составлять полтора миллиона :-)
И после такого умения в арифметику вы еще ловите английскую википедию на лжи...
no subject
Date: 2022-01-10 02:53 am (UTC)так, это был ваш исходный тезис или нет? при чем тут это утверждение?:
> Э-э-э... если даже 200 000 англичан, вывезенных из Дюнкерка + порядка 20 000 потерянных там, это 15% личного состава, то тогда общая численность англо-французов в Дюнкеркском кармане должна была составлять полтора миллиона :-)
соберитесь. что-то у вас мысли прыгают. не приписывайте мне того, чего я не говорил — опровергая свои фантазии вы глупо выглядите.
no subject
Date: 2022-01-10 10:53 am (UTC)Для тех, кто не умеет читать — это был тезис Википедии.
Мой тезис — что внезапное уменьшение союзных войск на 400 тысяч сыграли ключевую роль в исходе кампании.
> не приписывайте мне того, чего я не говорил
То есть про "англичан, составляющих 15% личного состава" — это уже не ваши слова? :-)
Я специально попросил вас привести ваш вариант численности сил союзников на фронте от Седана до Канала — в боевом составе, а не в дивизиях. Вы от ответа ушли и начали юлить. Значит пока у нас остаются лишь цифры Википедии...
no subject
Date: 2022-01-10 12:15 pm (UTC)> — что внезапное уменьшение союзных войск на 400 тысяч
повторяю третий раз — это к Вейгану и Гамелену. Куда они потеряли 400 тысяч французов — не мое дело.
исход кампании решили неразбериха в союзном и бельгийском и командовании, поражение французов в первых боях и крах и сдача бельгийской армии.
> Вы от ответа ушли и начали юлить
с чего это? вы опять со своими голосами разговариваете. Глупый приемчик — задать бессмысленный вопрос и громко требовать ответа. По-моему вы утомились.
> То есть про "англичан, составляющих 15% личного состава" — это уже не ваши слова? :-)
15% состава на начало немецкого вторжения. Это вы уже начали загонять про "дюнкерский карман" и про полтора миллиона человек в нем. Говорю вам — вы переутомились в борцунстве. Отдохните.
no subject
Date: 2022-01-10 12:23 pm (UTC)Я с самого начала говорил о Дюнкерке и его последствиях. Это вы начали переводить стрелки.
> и про полтора миллиона человек в нем.
А вот в этом месте поздравляю соврамши :-)
Я задал вам прямой вопрос: какова была численность войск союзников на фронте от Седана до Канала до эвакуации — и после?
Видимо, этот вопрос вы считаете "борцунством" — поэтому активно от него уворачиваетесь, путая меня с википедией :-)