fonzeppelin: (Default)
[personal profile] fonzeppelin

Недолгая ирано-израильская война летом 2025 года добилась одного несомненного эффекта — создала замечательную рекламу израильскому ВПК. Израильские системы вооружений и раньше пользовались отличным спросом на мировом рынке; а теперь, проверенные в конфликте с «near-peer» оппонентом, их репутация взлетела до небес.










Германия, впрочем, заинтересовалась израильскими противоракетами еще в 2022 году, в рамках общеевропейской программы ESSI (англ. European Sky Shield Initiative — Европейская Инициатива Небесный Щит). Основной целью программы было объединить существующие европейские системы ПВО-ПРО в единый комплекс (для более эффективного обмена информацией и совместного реагирования на угрозы), и сформировать эшелонированную систему обороны как от аэродинамических, так и от баллистических — а в перспективе, и от сверхзвуковых — угроз.


Но если с эшелоном «нижнего» (атмосферного) перехвата у европейцев особых проблем не возникло, то эшелон «высокого» (космического) перехвата оказался более крепким орешком.



В настоящее время в Европе не производится противоракет достаточной дальности и высоты полета, чтобы уничтожить баллистическую ракету на заатмосферном участке траектории. Теоретически, такую оборону могут предоставить американские базы ПРО (система «Aegsi Ashore»), размещенные в Польше и Румынии — их противоракеты RIM-161 SM-3 обеспечивают возможность заатмосферного перехвата:










Однако, эта идея европейцам не нравилась по ряду причин.


* Во-первых, положившись на американские противоракеты, европейцы оказывались в зависимости от США в ключевых вопросах европейской обороны. И это как раз в тот период, когда Евросоюз начал формироваться и осознавать себя как самостоятельный полюс силы, интересы которого далеко не всегда совпадают с американскими;


* Во-вторых, с точки зрения европейской безопасности, базы ПРО в Польше и Румынии были расположены далеко не оптимально. Их основной задачей при проектировании являлась оборона Западной Европы от баллистических ракет, выпущенных с Ближнего Востока (в первую очередь — того же Ирана), и ни их расположение, ни потенциальные зоны перехвата не соответствовали... изменившимся требованиям Европы;


* В-третьих, производство противоракет SM-3 весьма ограничено. По имеющимся данным, среднее количество выпущенных противоракет не превышает обычно 50-60 в год (пиковое значение — 73 единицы в 2023 году, но оно сложилось в том числе из задержек выпуска прошлого года), и значительную часть этих ракет требует собственно ВМФ США, а также ближайшие американские союзники, вроде Японии. Строительство комплексов «Aegis Ashore» также требует времени и усилий — причем преимущественно американских;


В такой ситуации, немцы начали искать альтернативного поставщика. И нашли его в виде Израиля:










Израильские противоракеты «Arrow-3» представляют собой на данный момент вершину развития семейства «Arrow», разработка которого началась еще во время Холодной Войны. Это двухступенчатая противоракета большой дальности, предназначенная для перехвата баллистических (а также — потенциально — низкоорбитальных) целей в космическом пространстве за пределами плотных слоев атмосферы Земли. Выведение ракеты на цель выполняется командами по-радио, используя данные наземных РЛС для точного определения положения цели.


Боевой частью ракеты является высокоманевренный кинетический перехватчик, оснащенный инфракрасным телескопом и системой точного маневрирования на основе жидкотопливного двигателя с отклоняемым соплом. Поражение цели происходит посредством лобового столкновения на встречном, либо пересекающемся курсе:










Именно ракетам «Arrow» принадлежит честь первого в истории перехвата реальной боевой цели в космическом пространстве 31 октября 2023 года. Прекрасно показали себя эти ракеты и в недавней ирано-израильской войне, успешно перехватив за пределами атмосферы несколько десятков иранских баллистических ракет (по данным OSINT, собранным на основании анализа записей в открытых источниках, было запущено не менее 43 ракет семейства «Arrow», из которых не менее 34 успешно перехватили свои цели). В общем и целом — израильские противоракеты продемонстрировали себя ничуть не уступающими американским SM-3 и THAAD.










Именно боевая репутация израильских ракет в итоге и сподвигла правительство Германии заключить в 2023 году сделку общей стоимостью в 4.5 миллиарда долларов — на данный момент, крупнейшую в истории военного экспорта Израиля! — на поставку ракет «Arrow-3», пусковых установок для них и обучения немецкого персонала.


Другим немаловажным фактором, скорее всего, стала цена. По имеющимся данным:


* Израильская противоракета «Arrow-3» стоит 4 миллиона долларов (экспортная, вероятно, дороже) за единицу;


* Американская противоракета SM-3 стоит до 28 миллионов долларов за единицу;


* Израильская противоракета имеет по крайней мере вдвое большую эффективную дальность перехвата, чем американская — 2400 км против 1200 км;


* Израильская противоракета открыто поставляется на экспорт — в то время как любые покупки американской SM-3 возможны только через специальные соглашения с правительством США;


На данный момент точные параметры сделки неизвестны. Но по всей видимости, речь идет минимум о трех батареях (по одной РЛС «Super Green Pine» шесть пусковых установок в каждой — по 24 боеготовые ракеты на батарею) и боекомплекте из 72-144 ракет, которые предполагается поставить с 2024 по 2028 год. Это позволит германским вооруженным силам эффективно прикрывать от ракетных атак всю Центральную Европу, включая Польшу и Голландию — что сразу делает Германию ключевым игроком в программе европейской противоракетной инициативы ESSI.










P.S. Интересно отметить, что немцы явно не собираются на этом останавливаться. В мае 2025 года, правительство Германии объявило о готовности приобрести перспективные израильские противоракеты «Arrow-4», как только их разработка будет закончена. «Arrow-4» представляет собой противоракету нового поколения, ориентированную на перехват гиперзвуковых маневрирующих целей в верхних слоях атмосферы. Интерес со стороны Германии (а также, потенциально, других стран Евросоюза) значительно повышает значимость этой разработки.

Date: 2025-12-04 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] misguard.livejournal.com
Классическая проблема в том, что в вероятном конфликте ЕС потребуется тысячи противоракет, а не пара сотен. Так что пока это так, для галочки.

Date: 2025-12-04 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com

Ну, я так понимаю это в первую очередь ответ на одно растение семейства березовых) Которое покамест встречается не в тысячах единиц.

Date: 2025-12-04 05:58 pm (UTC)
From: [identity profile] misguard.livejournal.com
Растение семейства березовых — унылая БРСД, ее роль в возможном замесе будет небольшая.

(no subject)

From: [identity profile] y-a-noname.livejournal.com - Date: 2025-12-04 06:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] misguard.livejournal.com - Date: 2025-12-05 04:24 pm (UTC) - Expand

Date: 2025-12-05 12:58 pm (UTC)
From: [identity profile] nik-pog.livejournal.com

Если так, то ответ запоздалый. Оно как раз

гиперзвуковых маневрирующих целей в верхних слоях атмосферы

Date: 2025-12-06 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] mrjak76.livejournal.com

Там же ЕМНИП 10++ кинетических блоков было, и вряд ли прямо перед атмосферой разделение, не разорятся — разменивать по ракете на кусок вольфрама, или что там по Южмашу прилетело?

Date: 2025-12-04 05:54 pm (UTC)
From: [identity profile] enki-clever.livejournal.com

Все генералы готовятся к прошедшей войне :)


По Европе стрелять будет не Иран, а у того, кто будет стрелять есть возможность сперва взорвать в атмосфере термоядерные бомбы, чтобы электро-магнитным импульсом выбить радары ПВО.

Date: 2025-12-04 05:59 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com

Радары еще с 1950-ых делаются устойчивыми к ЭМИ. Именно по этой причине.

Date: 2025-12-04 06:05 pm (UTC)
From: [identity profile] enki-clever.livejournal.com

Он защищается отключением на время, что на нынешних скоростях боеголовок и противоракет чревато.

Date: 2025-12-04 06:07 pm (UTC)
From: [identity profile] enki-clever.livejournal.com

Плюс, боеголовку легче сделать защищённой от собственного же ЭМИ, нежели защитить электронику перехватчика. Придётся ждать когда включится радар, загрузятся и обработаются новые данные, запустится новая противоракета (а тут критично не только количество ракет, но и пусковых установок)...


А есть ещё ложные цели...


В общем, европейцам лучше учиться договариваться, а не нагнетать.

Edited Date: 2025-12-04 06:09 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] chitatel-goda.livejournal.com - Date: 2025-12-04 06:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] enki-clever.livejournal.com - Date: 2025-12-04 06:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chitatel-goda.livejournal.com - Date: 2025-12-04 06:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] enki-clever.livejournal.com - Date: 2025-12-04 06:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chitatel-goda.livejournal.com - Date: 2025-12-04 06:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] enki-clever.livejournal.com - Date: 2025-12-04 06:54 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] enki-clever.livejournal.com - Date: 2025-12-05 09:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] enki-clever.livejournal.com - Date: 2025-12-04 06:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mfi.livejournal.com - Date: 2025-12-05 08:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shwed.livejournal.com - Date: 2025-12-04 09:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com - Date: 2025-12-05 06:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shwed.livejournal.com - Date: 2025-12-05 08:56 am (UTC) - Expand

Date: 2025-12-04 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] y-a-noname.livejournal.com

Вспоминается бессмертное: "Когда на фронте перед ВСУ появится российская армия, это легко будет понять...".

(no subject)

From: [identity profile] enki-clever.livejournal.com - Date: 2025-12-04 06:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] y-a-noname.livejournal.com - Date: 2025-12-04 06:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] enki-clever.livejournal.com - Date: 2025-12-04 06:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] y-a-noname.livejournal.com - Date: 2025-12-04 06:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] enki-clever.livejournal.com - Date: 2025-12-04 06:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] y-a-noname.livejournal.com - Date: 2025-12-04 07:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] enki-clever.livejournal.com - Date: 2025-12-04 07:28 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] enki-clever.livejournal.com - Date: 2025-12-05 10:01 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] enki-clever.livejournal.com - Date: 2025-12-05 09:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-barenberg.livejournal.com - Date: 2025-12-04 06:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] enki-clever.livejournal.com - Date: 2025-12-04 06:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-barenberg.livejournal.com - Date: 2025-12-04 06:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] enki-clever.livejournal.com - Date: 2025-12-04 07:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-barenberg.livejournal.com - Date: 2025-12-04 07:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] enki-clever.livejournal.com - Date: 2025-12-04 07:15 pm (UTC) - Expand

Date: 2025-12-04 07:03 pm (UTC)
From: [identity profile] chitatel-goda.livejournal.com
Друзья, мы все покормили этого бота, предлагаю прекратить. Девочка уже заработала на зарядку для айфона, хватит с неё. Все-таки блог технический. А это все можно послушать в оригинале по телеку,но мы же здесь не для того, что бы читать пересказ телевизора.
Edited Date: 2025-12-04 07:07 pm (UTC)

Date: 2025-12-04 08:21 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com

Да, а я еще и куевину пощу)

Date: 2025-12-04 08:25 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com

Ну и простите — кто ж виноват, что когда я пощу интересные исторические материалы, на них реагируют сонно и невыразительно? Хотите больше истории/меньше актуальщины — так проявляйте больше интереса к истории)

(no subject)

From: [identity profile] chitatel-goda.livejournal.com - Date: 2025-12-08 09:40 am (UTC) - Expand

Date: 2025-12-04 07:04 pm (UTC)

Date: 2025-12-04 07:11 pm (UTC)
From: [identity profile] chitatel-goda.livejournal.com
"..производство противоракет SM-3 весьма ограничено. По имеющимся данным, среднее количество выпущенных противоракет не превышает обычно 50-60 в год"
Т.е. 4-5 ракет в месяц? Ракета в неделю? Мелкосерийное производство какое-то. Похоже роль " арсенала демократии" сейчас взять на себя некому.

Date: 2025-12-04 08:22 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com

Сейчас на эту роль выходят Япония и Южная Корея) В перспективе, вероятно — другие азиаты, вроде Сингапура и Вьетнама)

(no subject)

From: [identity profile] y-a-noname.livejournal.com - Date: 2025-12-04 08:56 pm (UTC) - Expand

Date: 2025-12-05 08:26 am (UTC)
From: [identity profile] fivetimesdead.livejournal.com

Ну так стоимость ракет есть ответом - произвести больше-то могут, но надо ещё найти кто их столько купить.

Date: 2025-12-04 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] alexnoval.livejournal.com

Европа не может ракет произвести? Как то негоже, высокотехнологичным(

Date: 2025-12-04 09:08 pm (UTC)
From: [identity profile] van-wylen.livejournal.com

могут. но заказывают мало

Date: 2025-12-05 04:03 am (UTC)
From: [identity profile] edya522.livejournal.com

Какая же все таки ирония...еврейское оружие защищает немцев от русской угрозы.

Date: 2025-12-05 05:30 am (UTC)
From: [identity profile] doktorkurgan.livejournal.com

Ну, с учетом информации, которая даже в израильской прессе проскакивает, сколько в той эффективности "Хец" содержится пиара — только Яхве ведает...


Но, в принципе, со стороны дойчей ход вполне логичный.

Date: 2025-12-05 09:27 pm (UTC)
From: [identity profile] edya522.livejournal.com

Можно ссылку на ту самую информацию про пиар из израильской прессы, пожалуйста?

Date: 2025-12-05 09:29 am (UTC)
From: [identity profile] ben-huller.livejournal.com
А как же геноцид палестинского народа? Что ж ты, герр, сдал назад?

Date: 2025-12-05 09:36 am (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com

"Палестинского народу еще надолго хватит, а Германия одна!" (с, политики Бундестага)

Date: 2025-12-06 10:17 pm (UTC)
From: [identity profile] lx-photos.livejournal.com

Правильно, молодцы.

Profile

fonzeppelin: (Default)
fonzeppelin

January 2026

S M T W T F S
     12 3
4 56 78910
1112131415 1617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 18th, 2026 05:55 pm
Powered by Dreamwidth Studios