fonzeppelin: (Default)
[personal profile] fonzeppelin

На днях военно-технические интернеты облетела новость: компания «Lockheed Martin» предложила адаптировать свою армейскую зенитную ракету от комплекса PATRIOT для запуска с кораблей флота. Была представлена схема размещения ракеты PAC-3 MSE в вертикальной пусковой ячейке Mk-41, широко используемой на кораблях ВМФ США. И, что особенно необычно, моряки отнеслись к идее с интересом.










Такое событие весьма необычно потому, что ВМФ США не имеет привычки адаптировать для корабельного применения наземные ракеты. Американские моряки еще с 1950-ых пришли к выводу, что требования наземного и морского базирования слишком различаются. Например, для наземного базирования критичен вес, а вот размер не очень. Для корабельного же размеры критичны, а вот вес как раз не особенно. 


Так что же заинтересовало адмиралов в наземной ракете PAC-3 MSE (англ. Missile Segment Enhancement — Улучшение Ракетной Составляющей (комплекса)) от армейского зенитного комплекса MIM-104 PATRIOT?


(Я хотел бы особо подчеркнуть, что зенитный комплекс MIM-104 называется именно PATRIOT а не «Patriot». Да, это аббревиатура. PATRIOT — Phased Array Tracking Radar (to) Intercept On Target — Следящий Радар (с) Фазированной Антенной (для) Перехвата На Цели).



В настоящее время, на вооружении ВМФ США состоят следующие зенитные ракеты:


* RIM-66M SM-2MR — зенитная ракета большой и средней дальности (до 120 км). Использует командное наведение на маршевом участке, и комбинированное полуактивное радиолокационное/пассивное инфракрасное на терминальном. Имеет ограниченные возможности по поражению загоризонтных целей (за счет инфракрасного сенсора). Предназначена для поражения аэродинамических целей, то есть самолетов и крылатых ракет.


* RIM-156A SM-2ER — зенитная ракета большой дальности (до 240 км). Использует командное наведение на маршевом участке, и полуактивное радиолокационное на терминальном. Предназначена для поражения аэродинамических целей. В настоящее время заменяется SM-6.


* RIM-161C/D/E SM-3 — противобаллистическая ракета сверхбольшой дальности (более 500 км). Использует командное наведение на маршевом участке и пассивное инфракрасное на терминальном. Предназначена исключительно для заатмосферного перехвата баллистических ракет и космических аппаратов — ее боевой блок, кинетический перехватчик, имеет не-аэродинамическую форму и не может функционировать в плотных слоях атмосферы.


* RIM-174A/B SM-6 — зенитная ракета большой и сверхбольшой дальности (более 240 км). Использует командное наведение на маршевом участке и активное радиолокационное на терминальном, благодаря чему способна к самостоятельному поиску целей и поражению целей за горизонтом. Предназначена в основном для поражения аэродинамических целей, но имеет ограниченные противобаллистические возможности (по перехвату входящих в атмосферу боеголовок баллистических ракет).


* RIM-162A/B/C/D ESSM (Evolved Sea Sparrow Missile) — зенитная ракета малой и средней дальности (около 50 км). Ранние модели использовали командное и полуактивное радиолокационное самонаведение, наиболее современные оснащены активными радиолокационными головками самонаведения. Предназначена для поражения аэродинамических целей.


* RIM-166 RAM (Rolling Airframe Missile) — зенитная ракета самообороны (дальностью не более 10 км), устанавливаемая для замены палубных автопушек «Вулкан-Фаланкс». Предназначена для поражения аэродинамических целей.










Чего же именно не хватает в этом достаточно большом списке, что флот США заинтересовался адаптацией армейской ракеты?


Рассмотрим PAC-3 MSE повнимательнее. Эта ракета представляет собой «боковую ветвь» в семействе зенитных ракет MIM-104 PATRIOT. Со своими предшественниками — ракетами MIM-104B PAC-1 и MIM-104C/D/E PAC-2 — MSE имеет очень мало общего. Новая ракета делалась с упором на компактность и высокую маневренность, ценой снижения дальности действия. Ее дальность ограничена 40 км (предшествующая MIM-104D PAC-2 имела дальность более 160 км), но за счет меньших габаритов, по четыре PAC-3 MSE могут заряжаться в пусковую ячейку вместо одной PAC-2.





Сравнительные размеры ракет PAC-2 GEM и PAC-3 MSE. Видно, насколько вторая тоньше и меньше в размахе оперения.

Сравнительные размеры ракет PAC-2 GEM и PAC-3 MSE. Видно, насколько вторая тоньше и меньше в размахе оперения.



Главным же в PAC-3 MSE является то, что эта ракета с самого начала проектировалась как специализированная противоракета, предназначенная для перехвата баллистических целей. В отличие от предшественников (использующих командное наведение с отслеживанием цели через антенну ракеты), ракета PAC-3 MSE имеет автономное активное радиолокационное наведение, с головкой самонаведения миллиметрового диапазона. Это позволяет ей с высокой точностью отслеживать малогабаритные цели — такие, как боеголовки баллистических ракет — и фильтровать помехи и ложные цели.


Система терминального управления ракетой PAC-3 MSE является активной газодинамической. В передней части ракеты, сразу за головкой самонаведения, размещены 180 маленьких твердотопливных двигателей, нацеленных в разные стороны:










Поджигая направленные в нужную сторону моторы по одному и группами, ракета PAC-3 MSE может очень эффективно контролировать собственное движение, и выполнять резкие маневры, недоступные для обычных воздушных рулей. Поскольку маневровые двигатели развивают очень высокую  тягу и практически мгновенно, такая система позволяет ракете выполнять коррекции курса в последние секунды перед столкновением.


Наконец, боевая часть ракеты PAC-3 MSE представляет собой кинетический перехватчик, поражающий цель прямым попаданием. Эксперименты с осколочно-фугасными боевыми частями продемонстрировали их низкую эффективность против боеголовок баллистических ракет (весьма прочных и малогабаритных целей, которые нелегко повредить обломками) и почти нулевую эффективность против боеголовок кассетного типа (осколки в лучшем случае могли повредить несколько суббоеприпасов). Поэтому ставка была сделана на таран неприятельской боеголовки всей массой MSE. Выделяющаяся при столкновении кинетическая энергия мгновенно и гарантированно уничтожает боеголовку.










Интересной деталью PAC-3 MSE является использование т.н. «усилителей летальности» (англ. Lethality Enhancer). Они представляют собой де-факто суббоеприпасы: двадцать четыре вольфрамовых стержня, которые ракета выбрасывает кольцом непосредственно перед контактом с целью. Таким образом ракета в несколько раз увеличивает площадь поражения, и существенно снижает вероятность промаха по баллистической цели. 


Кроме того, «усилители летальности» имеют значение при применении PAC-3 MSE по аэродинамическим целям — самолетам, дронам и крылатым ракетам. В отличие от баллистических ракет, самолеты движутся слишком медленно, и чисто кинетическое попадание в них может пробить дырку в крыле или фюзеляже, но не разрушить самолет. Попадание же двадцати пяти поражающих элементов — самой ракеты и двадцати четырех «усилителей летальности» — гарантированно превратит любой самолет в дуршлаг.


И теперь, думаю, становится ясно, зачем флоту США понадобилась армейская PAC-3 MSE. 


Эта ракета представляет собой очень эффективный перехватчик баллистических и гиперзвуковых целей на терминальном участке их траектории  — то есть когда они уже идут непосредственно на цель, и не могут маневрировать (иначе они просто промахнутся). В настоящее время, аналога такой ракеты в арсенале ВМФ США просто нет. Большая часть его зенитных ракет ориентирована на оборону против аэродинамических целей, и имеет в лучшем случае ограниченные противобаллистические возможности. Специализированная же противоракета SM-3 предназначена только для заатмосферного перехвата — то есть она может защищать соединение, перехватывая баллистические ракеты в ближнем Космосе, но защитить сам корабль от уже вошедшей в атмосферу боеголовки не способна.


Такой подход сложился в период 1990-2010-ых, когда основной угрозой кораблям флота США все еще были неприятельские самолеты и дозвуковые крылатые ракеты. Баллистическая оборона в то время рассматривалась в основном в контексте «развернутые корабли защищают города и наземные объекты» — защита самих кораблей от баллистических атак не считалась важной. Однако с тех пор ситуация существенно изменилась. Развертывание Китаем противокорабельной баллистической ракеты DF-6, демонстрация Россией аэробаллистической ракеты «Кинжал» и противокорабельной гиперзвуковой ракеты «Циркон» — а равно активное распространение сверхзвуковых противокорабельных ракет на оружейном рынке — сделало баллистические и гиперзвуковые атаки приоритетной угрозой для флота США. 


Ввиду сложности задачи перехвата маневрирующих баллистических и гиперзвуковых ракет, основную ставку американцы делали на «soft-kill»: затруднение обнаружения и идентификации кораблей путем нейтрализации разведки и размещения ложных целей, а также радиоэлектронное подавление систем наведения и связи запущенных ракет (даже гиперзвуковая ПКР не сумеет поразить цели, если не знает, где ее искать, или не может ее вычленить среди ложных целей и помех). Однако несовершенство такого подхода вполне очевидно, и потребность в «hard-kill» (уничтожении неприятельских ракет) тоже.










Адаптация PAC-3 MSE вполне себе эффективно решает эту проблему. Ракета может запускаться из стандартной пусковой ячейки Mk-41, которой оснащены все крейсера и эсминцы (а в перспективе и фрегаты) ВМФ США. Ячейка для этого нужна не более чем «тактической» длины. Интеграция PAC-3 MSE в систему Aegis, разумеется, представляет собой непростую задачу — но ввиду наличия у ракеты активного самонаведения, она не требует терминальной «подсветки» цели радаром носителя. И ее возможности вполне позволяют поражать баллистические и гиперзвуковые цели на терминальном участке — когда они уже слишком близко, чтобы выполнять маневры уклонения без риска промахнуться.


Имеет значение также и производственный фактор. Ракеты PAC-3 MSE производятся в больших количествах — примерно по 500 штук в год с планом выхода на 550 в 2023 году. Ракеты SM-6 же выпускаются всего по 125 штук в год, с планом выхода на 200 только в 2026 году. Таким образом, ракеты PAC-3 MSE эффективно решают проблему американского флота с нехваткой ракет современных моделей. Скорее всего, они заменят на вооружении стареющие RIM-156 SM-2ER, которые так и так постепенно вытесняются SM-6.


В целом, этот шаг демонстрирует (в который уже раз!) высокую эффективность выбранного американцами подхода на мультифункциональность и максимальную совместимость платформ. Такой подход позволяет без особой головной боли — зачастую с минимальными, собственно, инженерными усилиями, в основном путем модификации программного обеспечения — интегрировать друг с другом принципиально разные системы, созданные под разные условия и требования (такие как PATRIOT и Aegis). И хотя такой подход периодически и приводит к меньшей эффективности конкретной системы по сравнении с узкоспециализированными аналогами, гибкость применения его более чем компенсирует.

Date: 2023-01-14 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Армия (https://www.livejournal.com/category/armiya?utm_source=frank_comment), Корабли (https://www.livejournal.com/category/korabli?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2023-01-14 03:07 pm (UTC)
From: [identity profile] gholam.livejournal.com
Missile Segment Enhancement — Улучшение Ракетного Сегмента, а не Сегметное Улушение Ракеты.

Date: 2023-01-14 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] akm762.livejournal.com
Хоть в лоб, хоть по лбу —всё равно, малоосмысленное словосочетание! =)

Date: 2023-01-14 03:17 pm (UTC)
From: [identity profile] gholam.livejournal.com

Нет. Улучшение ракетного сегмента — имеется в виду ракетный сегмент системы, в которую входят радары, ПУ, КП и прочее.

Date: 2023-01-14 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] akm762.livejournal.com
А, понятно. Ну, относительно осмысленное, значит =) С аббревиатурами так часто бывает, впрочем, так что ничего необычного... =)

Date: 2024-03-07 01:31 pm (UTC)
From: [identity profile] silentpom.livejournal.com

при том что ПУ пришлось для него переделывать.

Date: 2023-01-14 03:36 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com

Блин, точно. И скорее даже "улучшение ракетной составляющей". Спасибо, мой ляп!

Date: 2023-01-15 12:38 am (UTC)
From: [identity profile] jr0.livejournal.com

*части?

Date: 2023-01-14 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] akm762.livejournal.com
---> Эксперименты с осколочно-боевыми частями...

А это что ещё за зверь??! =)
Edited Date: 2023-01-14 03:15 pm (UTC)

Date: 2023-01-14 03:38 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com

Это глюк правки, сорри.

Date: 2023-01-14 03:52 pm (UTC)
From: [identity profile] akm762.livejournal.com
---> двадцать четыре вольфрамовых стержня, которые ракета выбрасывает кольцом

Может быть, написать "радиально"? И, может быть, не "выбрасывает", а "выдвигает"? Т.е., я знаю, что они раздвигаются, как растопыренные по окружности пальцы, но только лишь оттого, что раньше видел множество картинок по теме, а из текста, КМК, это не очень понятно...

Date: 2023-01-14 03:59 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com

Если я правильно помню, они именно что выбрасываются маленьким взрывчатым зарядом:

Date: 2023-01-14 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] akm762.livejournal.com
Ыыы! =) Тогда простите: ошибся по незнанию. Но всё равно, "выбрасывать кольцом" у меня не складывается ни в какую правдоподобную картинку (а неправдоподобная состоит в том, что стержни выстраиваются голова-к-хвосту друг за другом, образуя кольцо...).

Date: 2023-01-14 04:22 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com

Стержни лежат бок о бок, цилиндриком. А между ними — взрывчатый заряд. Когда заряд подрывается, стержни прорезают тонкую наружную оболочку и выбрасываются в стороны. Развитие старомодной стержневой БЧ.



Date: 2023-01-14 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] akm762.livejournal.com
Ну да, по Вашей картинке это понятно было. Но, м.б., "выбрасываются во все стороны"? потому что "кольцом" уж очень энигматично =)

Date: 2023-01-14 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] ktoshik.livejournal.com

У РФ есть чтото подобное, хотя бы для сухопутных войск?

Date: 2023-01-14 06:55 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-brab.livejournal.com

конечно. и даже больше — аналоговнет!

Date: 2023-01-14 04:43 pm (UTC)
From: [identity profile] ecoross1.livejournal.com

Хм, любопытно.

Date: 2023-01-14 05:04 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com

Да, ход неожиданный. Я, честно говоря, предполагал, что будут пытаться получить аналог на основе ESSM.

Date: 2023-01-14 06:54 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-brab.livejournal.com

180 движков — шикарно. Интересно что она делает если с нужной стороны все израсходовано. Наверное система наведения должна как-то так работать чтобы этого не допускать

Date: 2023-01-14 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com

Крайне маловероятно, что такая ситуация может случится. Время полета MSE невелико, и на большей части траектории ракета использует аэродинамические рули в хвосте. Активная газодинамическая система начинает работать уже при терминальном сближении с целью — в последние секунды, когда ракете нужно смещаться очень быстро, точно и с минимальным временем реакции.

Date: 2023-01-14 07:03 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-brab.livejournal.com

шикарно, просто шикарно. и весьма элегантно — при массовом (а 180*число ракет — это массово) движки должны стоить копейки, управление (фактически поджечь) — тоже.

Date: 2023-01-14 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com

Именно. Полагаю, самая дорогая часть — это переключатели, которые посылают ток на поджиг конкретного движка.

Date: 2023-01-14 08:43 pm (UTC)
From: [identity profile] zoth-lm.livejournal.com

Вот таки да, сколько PAC-3 MSE стоит за один штук?

Date: 2023-01-14 08:52 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com

Пишут что около 6 миллионов за ракету.

Date: 2023-01-15 12:41 am (UTC)
From: [identity profile] jr0.livejournal.com

Полагаю, что ракета вращается. Не быстро.

Date: 2023-01-24 08:14 am (UTC)
From: [identity profile] Андрей Маркин (from livejournal.com)
Она вращается во время полета вокруг своей оси,есть даже докфильм на Ютюбе где показан момент попадания ее в цель и как раз работа мини РДТТ коррекции на конечном участке траектории.

Date: 2023-01-24 08:19 am (UTC)
From: [identity profile] Андрей Маркин (from livejournal.com)
Такая схема очень простая и древняя,ее начали использовать еще на ПТРК Дрэгон.

Date: 2023-01-14 08:44 pm (UTC)
From: [identity profile] fon-rotbar.livejournal.com

дальность ограничена 40 км

А чо так ма...?


Они от баллистических целей собрались самообороняться?


Date: 2023-01-14 08:55 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com

Дык потому и маленькая. Дальность по аэродинамическим целям у ЗУР высокая в основном за счет того, что они летят к ним по частично-баллистической траектории и падают на самолет сверху. По баллистической ракете же ЗУР стартует по максимально прямой траектории, т.к. время полета надо свести к минимуму.

Date: 2023-01-14 09:05 pm (UTC)
From: [identity profile] fon-rotbar.livejournal.com

Корабль? Самооборонять от баллистических целей?

Date: 2023-01-14 09:20 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com

Да. Сейчас это уже актуально.

Date: 2023-01-14 09:59 pm (UTC)
From: [identity profile] antontsau.livejournal.com

от поделий, летящих по баллистике (как кирпич) на тысячи км, но умеющих наводиться на терминальном участке в том числе на подвижную цель.

Date: 2023-01-17 07:35 am (UTC)
From: [identity profile] Вася Петров (from livejournal.com)

Та же пресловутая X22 на конечном участке, как мне кажется, вполне себе баллистическая.

Date: 2023-01-15 01:46 pm (UTC)
From: [identity profile] misguard.livejournal.com
Нет, противокорабельные баллистические ракеты все еще существуют только в мультиках (если не брать за задачу попадание по кораблю, стоящему в порту). Кхетайцы что-то там изображали с бетонной плитой, символизирующий авианосец клятых империалистов, но то потешный цирк.

Сверхзвуковые ПКР Штатам известны давно (на секундочку, главное оружие противофлотских сил красных — это "Кухни", Х-22), а при желании даже доступны — например, тайваньские.

Date: 2023-01-15 01:53 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com

Я не вижу приципиальных проблем с созданием баллистической ракеты, способной поразить корабль в море. Древний "Першинг-2" с его терминальным самонаведением в принципе уже мог решать такую задачу (если доработать его под получение коррекций в полете).

Date: 2023-01-15 02:03 pm (UTC)
From: [identity profile] misguard.livejournal.com
Готов обсудить когда будет поражение хоть какой-то учебной цели, но в движении (без спецБЧ, офкурс). Тут недавно выяснилось, что даже попадание по цели вида "здание" для баллисты не такая простая задача.

Date: 2023-01-16 06:18 pm (UTC)
From: [identity profile] victorpp.livejournal.com
Image (#image_fonzeppelin_802934)❤️

Date: 2023-01-19 09:26 am (UTC)
From: [identity profile] lx-photos.livejournal.com

Классно, молодцы.

Date: 2023-01-19 02:24 pm (UTC)
From: [identity profile] ehidina.livejournal.com

> Я хотел бы особо подчеркнуть, что зенитный комплекс MIM-104 называется именно PATRIOT а не «Patriot». Да, это аббревиатура.
*подозрительно принюхиваясь*


А на картинке сравнительных размеров написано по-басурмански именно «Patriot». Это чего так?

Date: 2023-01-19 02:28 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com

Укоренившийся ляп) Как и HAWK называют Hawk)

Date: 2023-01-20 10:59 am (UTC)
From: [identity profile] y-a-noname.livejournal.com

PATRIOT — это backronym. Сделали комплекс Patriot, потом придумали расшифровку названия. С HAWK то же самое.

Date: 2023-01-21 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] Давид Избор (from livejournal.com)

Вопрос (а возможно даже идея для «спекулятивной» статьи). Чем ответит «атака» в условиях, когда, похоже, системы ПРО и ПВО побеждают по всем фронтам? Чем, по вашему мнению, можно выбраться из «позиционного тупика», когда и если он случится?


Мне кажется единственным возможным вариантом — делать много-много крайне дешевых ракет на потребительской элементной базе (буквально: «одноразовый» двигатель, адаптированный под массовое производство десятками тысяч, штампованный корпус из двух половинок, условная «малинка» с камерой и системой распознавания изображений вместо нормальной системы наведения за тысячи долларов). Преследуя две цели:


1) Перегрузить такими ракетами ПВО/ПРО противника. Противоракет на всех не хватит, а пушки из залпа, скажем, в несколько сотен таких ракет по одной цели сбить смогут... Хорошо если треть, полагаю, банально из-за ограничения по скорости наведения и взятия на сопровождение целей. Ещё треть не долетит до цели из-за плохого качества изготовления и отказов «потребительских» компонентов в пути. Но треть долетит, а из них — возможно даже что-то попадёт даже при крайнем несовершенстве системы наведения.


2) Сделать так, чтобы перехват такой ракеты противоракетой был невыгоден, чтобы за цену одной противоракеты можно было наштамповать буквально сотню таких ракет.


Есть ли варианты лучше, спрашивая эксперта?

Date: 2023-01-24 08:08 am (UTC)
From: [identity profile] Андрей Маркин (from livejournal.com)
Спасибо очень интересно,еще бы осветили бы морской ЗРК Стандарт в полном объеме,был бы рад.

Date: 2024-03-07 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] silentpom.livejournal.com

у них там какой-то стыд при испытаниях ESSM с активным сикером. она, по идее, должна удачно дополнять SM-6, но возможно, хотят подстраховаться

Date: 2024-03-07 01:47 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com

Дороговата, и производится в недостаточных количествах.

Date: 2024-03-07 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] silentpom.livejournal.com

там же часть от AIM-120, она массовая. да и PAC-3 не дешевый.


ну и там рядом очень близкая система AMRAAM-ER будет производиться

Profile

fonzeppelin: (Default)
fonzeppelin

January 2026

S M T W T F S
     12 3
4 56 78910
1112131415 1617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 19th, 2026 08:37 am
Powered by Dreamwidth Studios