fonzeppelin: (Default)
[personal profile] fonzeppelin

Одна из деталей, которые мне очень нравятся в «Перри Родане» — это немецкий педантичный подход к научно-фантастическим элементам. Авторы никогда не забывают, что их труды, это все-таки научная фантастика. А значит, все должно иметь объяснение. 










Загадочная инопланетная хреновина делает свои загадочные дела не просто так, а потому-то и потому-то. Объяснение, как именно она это делает, естественно, тоже вымышленное, но тщательно «привязывается» к ранее озвученным и прежде упоминавшимся постулатам будущей науки. И технологии развиваются не абы как, а вполне себе ступенчато: планомерно улучшаются, от них ответвляются побочные ветви, и каждый следующий шаг логично исходит из предыдущего.


Для примера, кратко расскажу развитие двигательной технологии в цикле «Хозяева Острова» (книги 200-300).



В начале 2400-ых, Солнечный Империум — к этому моменту, доминирующая военная и политическая сила в Млечном Пути — столкнулся с угрозой со стороны «Хозяев Острова», загадочных повелителей галактики Андромеда. После ряда инцидентов, увенчавшихся попыткой вторжения в Млечный Путь (которую удалось сорвать почти что чудом), земляне решают, что пора перенести действия на территорию «Хозяев». 


Есть только одна проблема: от Млечного Пути до Андромеды — 1,5 миллиона световых лет. 


Примечание автора: по современным данным, расстояние от Млечного Пути до Андромеды составляет около 2,5 миллионов световых лет. В позднейших переизданиях, издатели «Перри Родана» отретконили цифры.


Перемещения между Млечным Путем и Андромедой осуществляются с помощью системы «Солнечных трансмиттеров», построенных в незапамятные времена неведомой вымершей расой. Питаемые энергией расположенных поблизости звезд — например, центральный трансмиттер Млечного Пути запитывается от шести голубых гигантов, выстроенных в правильный шестиугольник — трансмиттеры могут мгновенно телепортировать корабли и флоты от одного трансмиттера к другому. Проблема в том, что этот маршрут полностью предсказуем, и большая часть трансмиттеров находится в руках Хозяев Острова. И, соответственно, хорошо защищены и утыканы ловушками.


Например, приемная станция трансмиттера системы Ужас — одной из «промежуточных остановок» на пути к Андромеде — находилась ВНУТРИ громадной полой планеты, населенной расами «сторожей», верных Хозяевам Острова. Любого, прибывшего без разрешения, ждет «теплый» прием.


Доступные землянам сверхсветовые двигатели так называемого «линейного полета» (позволяющие кораблю непрерывно лететь в гиперпространстве, а не двигаться короткими скачками от точки к точке) выдерживают не более 250.000 световых лет. Даже в самом-самом щадящем режиме. Дальше наступает критический износ основных компонентов, заменить которые можно только в заводских условиях.


И как же земляне решали эту проблему?


1. МНОГОСТУПЕНЧАТЫЕ КОРАБЛИ


Первой идеей землян было решать проблему «в лоб». Если корабль может пролететь не более 250.000 световых лет — значит, надо взять больше одного корабля. Пусть первый везет второй, и когда первый придет в негодность — экипаж перейдет на второй, и продолжит путь. Идея была предложена гениальным гиперфизиком Арно Калупом в основном как теоретическое исследование, но когда лично Верховный Администратор Империума, Перри Родан умудрился проскочить сквозь гексагональный трансмиттер в центре Млечного Пути и «застрять» на полпути к Андромеде, проекту дали ход.


Результатом стали экспериментальные (затем — курьерские) многоступенчатые корабли типа АНДРОТЕСТ (ANDROmeda TEST).





Корабль АНДРОТЕСТ. Рисунок  Rudolf Zengerle, размещен исключительно с демонстрационными целями.

Корабль АНДРОТЕСТ. Рисунок Rudolf Zengerle, размещен исключительно с демонстрационными целями.



По сути своей, АНДРОТЕСТ представлял собой четыре стандартных сферических корпуса от тяжелых крейсеров (диаметром 300 метров каждый), поставленных друг на друга и соединенных наружными креплениями. Получившаяся связка имела длину 1200 метров. Чтобы получившаяся конструкция могла хоть как-то входить в атмосферу и совершать посадки на планеты, снаружи ее окружили аэродинамическим обтекателем и установили стабилизаторы. Вооружение и защита кораблей были сведены к минимуму.


Суммарный радиус действия связки АНДРОТЕСТ составлял около миллиона световых лет. Это позволяло ему телепортироваться сквозь гексагональный трансмиттер к любой из промежуточных станций между Млечным Путем и Андромедой, и вернуться обратно «своим ходом». Ступени отстреливались по мере достижения предельного износа, экипаж возвращался на самой верхней. Однако в принципе (например, при повреждении верхней ступени) любая другая могла быть использована взамен.


Корабли серии АНДРОТЕСТ были не более чем сиюминутным, экспромтным решением срочно возникшей проблемы. Их, по сути дела, единственной задачей, было подтвердить принципиальную работоспособность концепции — и установить связь с экспедицией Перри Родана, «застрявшей» на одной из промежуточных станций. Было построено всего три корабля серии АНДРОТЕСТ.


2. ПОДВЕСНЫЕ ДВИГАТЕЛИ


Поскольку было заведомо очевидно, что идея корабля, таскающего корабль, бесперспективна — реализовали ее, собственно, исключительно ввиду срочной необходимости — в дальнейшем, инженерная мысль Солнечного Империума пошла другим путем. Логическим следующим шагом стали подвесные двигатели для обычных боевых и транспортных кораблей.





Суперлинкор типа ИМПЕРАТОР со связкой вспомогательных двигателей. Рисунок  Rudolf Zengerle, размещен исключительно с демонстрационными целями.

Суперлинкор типа ИМПЕРАТОР со связкой вспомогательных двигателей. Рисунок Rudolf Zengerle, размещен исключительно с демонстрационными целями.



Принципиальная идея была той же, что и у АНДРОТЕСТа: расходуемые ступени, каждая из которых несла линейный гипердвигатель и комплекс обычных ракетных моторов. Но теперь такая ступень представляла собой не самостоятельный корабль, а просто двигательный модуль, крепящийся к обычному сферическому кораблю. После «выгорания» ключевых компонентов, модуль сбрасывался, что было значительно экономичнее, чем отбрасывать целый корабль. Внешне, связка ступеней выглядела как 400-метровый в диаметре цилиндр с расширяющимся верхом, крепящийся к нижнему полюсу сферического корабля. 


Первыми кораблями, оснащенными подвесными вспомогательными двигателями, были 1500-метровые в диаметре суперлинкоры «Крешт-II», «Тора-II», «Аларик», «Наполеон» и «Император», использовавшиеся как авангард землян для проникновения в галактику Андромеда. За счет оптимизированной конструкции двигателей (способных выдержать более 300.000 световых лет), теперь было достаточно трех ступеней, чтобы обеспечить дальность в 1 миллион световых лет. 


Главным преимуществом подвесных двигателей была их возможность установки на существующие корабли с минимальными переделками. В 2400-2404 годах, более 1100 боевых кораблей и транспортов были оснащены подвесными двигателями для операций против Андромеды. Однако, в эксплуатации подвесные двигатели создавали определенные проблемы: не вписанный в силовую структуру корабля «хвост» был значительно более уязвим, чем упрятанные в основном корпусе собственные двигатели, и при резком маневрировании мог вообще оторваться.


2. СТУПЕНЧАТЫЕ ДВИГАТЕЛИ


Итоговым решением проблемы, наконец, стали созданные в 2404 году ступенчатые двигатели. Земные инженеры пошли по новому пути, и разработали (де-факто начав с основ) линейный двигатель, изначально приспособленный для быстрой замены ключевых компонентов в полете. 





Ультралинкор "Крешт III" тип GALAXIS. Рисунок Rudolf Zengerle, размещен исключительно с демонстрационными целями.

Ультралинкор "Крешт III" тип GALAXIS. Рисунок Rudolf Zengerle, размещен исключительно с демонстрационными целями.



Ключевым достижением стала миниатюризация главных изнашивающихся компонентов — конвертеров Калупа — которые в результате удалось встроить в двигатель в последовательно установленных экземплярах. Двигатель был изначально рассчитан на то, чтобы переключаться с выгоревшего конвертера на следующий по порядку. Замена выгоревших конвертеров теперь была возможна без заводских условий, при обычном рутинном обслуживании корабля на передовой базе или флотском тендере.


Подобное решение позволило не только избавиться от необходимости «хвоста» из отделяемых ступеней, но и увеличить радиус действия. На одном микроконвертере Калупа, корабль мог преодолеть 400.000 световых лет. Три-четыре установленных подряд конвертера позволяли преодолеть путь от Млечного Пути до Андромеды без использования солнечных трансмиттеров. Недостатком же было то, что ступенчатыми двигателями могли быть оснащены только корабли новой постройки: переделка старых кораблей с обычными конвертерами была прозаически неэкономична.


Первым кораблем со ступенчатыми двигателями был 2500-метровый в диаметре ультралинкор «Крешт-III» типа GALAXIS, введенный в строй в 2404 году новый флагман Солнечного Флота и лично Верховного Администратора (Перри никогда не мог избавиться от стремления летать на САМОМ большом и мощном корабле из доступных...)




Как можно видеть, стройность технической концепции — появившейся изначально в 210-ых книгах, и последовательно развивавшейся до 260-ых — вполне себе просматривается. Никакого «волшебного решения», внезапно пришедшего из ниоткуда. Последовательное совершенствование изначально озвученной теоретической концепции Арно Калупа дает в итоге внутренне закономерный результат.


Что самое «вкусное», авторы не забыли про экономический аспект идеи. Да, многоступенчатые корабли и двигатели позволили землянам добраться до Андромеды и успешно вести кампанию против Хозяев Острова... Но ценой этого было поистине безудержное расходование двигателей. Которые стоят денег, и немалых. Причем главной головной болью для Солнечного Империума были даже не боевые корабли, а транспорты — обеспечивающие поддержание баз и флотов в Андромеде, и, соответственно, непрерывно снующие туда-сюда между галактиками. 


В 2405 году, расходы на кампанию в Андромеде достигли такого уровня, что самому Перри Родану пришлось «отдуваться» перед администраторами земных колоний — требующими объяснений, куда правительство девает их налоги? От вполне реального краха, Империум «спасли» действия Хозяев Острова, решивших, что глобальный саммит — самый лучший момент, чтобы одним ударом обезглавить Империум . Провал этой попытки, собственно, и убедил земные колонии, что Перри знает, что делает. Согласитесь, что такой подход куда более реалистичен, чем традиционные космооперные Галактические Империи с неисчерпаемым бюджетом?...



Date: 2022-03-13 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] musyupick.livejournal.com
Почему "Крешт"? Ведь "st" в немецком читается как "шт" только в начале слов или частей сложных слов.

Date: 2022-03-13 07:59 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
Да? Не знал. Увы, не владею немецким, опираюсь на автоперевод...
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com - Date: 2022-03-14 01:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] prostak-1982.livejournal.com - Date: 2022-03-14 09:02 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-03-13 07:55 pm (UTC)
From: [identity profile] cheslav-kara.livejournal.com
Масштабы, конечно, впечатляют ! :)))

Date: 2022-03-13 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
Хех, я для понимания масштабов как-нибудь переведу детальное описание "Крешт-III" с комментариями) Он того заслуживает)

(no subject)

From: [identity profile] cheslav-kara.livejournal.com - Date: 2022-03-13 09:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com - Date: 2022-03-13 09:16 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-03-13 08:11 pm (UTC)
From: [identity profile] prostak-1982.livejournal.com
(Со вздохом) Время такое было, когда даже фантастика требовала проработанного базиса.
Можно вспомнить Карсака с его романами, где так же сидят и думают над решением вопросов.
Можно вспомнить дорсайский цикл. Вон, момент, когда главного героя отчитывают за заказ лишних решеток сверхсветового перемещения, а он отвечает, что прикрутит их к обычным катерам, чтобы на радарах у них была сигнатура, как у тяжелых линкоров.
Люди прошли, в той или иной форме ВМВ, чаще всего, где-нибудь в технических службах своих армий, вот и привыкли к тому, что каждой идее нужно обоснование.

Date: 2022-03-13 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
Вот да. Вот в точности...

Date: 2022-03-13 10:34 pm (UTC)
From: [identity profile] karpion.livejournal.com
Гораздо круче было бы фентези с такой проработкой деталей. Например, попытка увеличить дальность полёта дракона путём закрепления на нём крыльев/дельтаплана. Или аналогично путём поиска восходящих потоков воздуха, для чего используется монокль из поляризационного материала, позволяющий лучше видеть восходящий поток воздуха. Или построение портала (уж не знаю, куда надо перемещаться, неважно), когда маги решают вопросы размера портала, используемых материалов, etc.

(no subject)

From: [identity profile] john-jack.livejournal.com - Date: 2022-03-13 11:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] prostak-1982.livejournal.com - Date: 2022-03-14 02:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gholam.livejournal.com - Date: 2022-03-14 03:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com - Date: 2022-03-14 03:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] john-jack.livejournal.com - Date: 2022-03-14 12:06 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-03-13 08:18 pm (UTC)
From: [identity profile] prostak-1982.livejournal.com
Да, что-то подумалось, а какова зависимость размера двигателя и размера корабля. А то сделать планету-верфь, оснащенную собственным гиперприводом, и кататься по Вселенной.

Date: 2022-03-13 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
Насколько я понимаю, размер в целом важнее массы (почему терране и аркониды предпочитают сферические корабли). Но для перехода в гиперпространство необходим разгон корабля до высокой околосветовой скорости — а это требует вполне себе ракетных двигателей. Для упрощения разгона, корабли манипулируют собственной массой — генерируют многомерное пространственное поле, которое "уменьшает взаимодействие" корабля (но НЕ двигателей :) ) с обычной Вселенной, но у этого метода тоже есть пределы.

В целом, там довольно... комплексная система из множества взаимодействующих факторов, необходимых для гиперперелета. Перемещения планетарных масс ВОЗМОЖНЫ, и это делалось несколько раз в цикле (в т.ч. с Землей), но каждое такое мероприятие это мега-сложная процедура, требующая огромных инженерных усилий.

Размеры же звездолетов к обычно не превышают 2500-3000 метров в диаметре. Более крупные корабли существуют, но как правило действует принцип "если вы не можете упихать то, что нужно, в трехкилометровый шар, то оно действительно вам нужно?"

(no subject)

From: [identity profile] antontsau.livejournal.com - Date: 2022-03-13 10:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com - Date: 2022-03-14 03:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] antontsau.livejournal.com - Date: 2022-03-14 04:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] karpion.livejournal.com - Date: 2022-03-13 10:31 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-03-13 08:45 pm (UTC)
From: [identity profile] vedomir-li.livejournal.com
Межгалактические корабли, а все должны летать в планетарной атмосфере ))

Date: 2022-03-13 09:13 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
Да, упорный настрой авторов, что 2500-м в диаметре ультралинкор непременно должен иметь возможность опустить пузико на грунт... весьма умиляет) АНДРОТЕСТ другое дело, их все таки строили в авральном режиме в т.ч. и для исследования на месте.

Date: 2022-03-13 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] thagastan.livejournal.com
Как прорабатывались фотонные ракеты в книге Зенгера...

Date: 2022-03-13 08:50 pm (UTC)
From: [identity profile] comes-smolny.livejournal.com
Перемещения между Млечным Путем и Андромедой осуществляются с помощью системы «Солнечных трансмиттеров», построенных в незапамятные времена неведомой вымершей расой.
А ведь когда-то концепция инфраструктуры для сверхсветового передвижения, созданной загадочными древними, была вполне себе оригинальной идеей, а не избитым штампом.
Результатом стали экспериментальные (затем — курьерские) многоступенчатые корабли типа АНДРОТЕСТ (ANDROmeda TEST).
...
Первыми кораблями, оснащенными подвесными вспомогательными двигателями, были 1500-метровые в диаметре суперлинкоры «Крешт-II», «Тора-II», «Аларик», «Наполеон» и «Император», использовавшиеся как авангард землян для проникновения в галактику Андромеда.
...
Первым кораблем со ступенчатыми двигателями был 2500-метровый в диаметре ультралинкор «Крешт-III» типа GALAXIS, введенный в строй в 2404 году новый флагман Солнечного Флота и лично Верховного Администратора
И "низ" у них всех там, где двигатели. Мне нравится.
Edited Date: 2022-03-13 08:52 pm (UTC)

Date: 2022-03-13 09:15 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
Да) Есть расы, которые не придерживаются "башенной" компоновки, но для землян и арконидов это непреложный канон.

Date: 2022-03-13 08:51 pm (UTC)
From: [identity profile] armadillo1.livejournal.com
а вебер таки дописал (и перевели) харрингтон?

Date: 2022-03-13 09:16 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
Дописать вроде да, но вот с переводом...

UPD. Без политоты, еще раз повторяю. Режим нулевой терпимости никто (то бишь я) не отменял.

Date: 2022-03-14 03:56 am (UTC)
From: [identity profile] fon-rotbar.livejournal.com
находилась ВНУТРИ громадной полой планеты
Тут надо определиться: или много энергии, или внутри полой планеты.

Date: 2022-03-14 04:24 am (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
Для исчезнувших цивилизаций, способных без особого труда поставить шесть гигантских синих звезд в стабильный, геометрически правильный гексагон — "или" тут вряд ли уместно)
(deleted comment)

Date: 2022-03-14 07:05 am (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
Есть такое — Корпус Мутантов слишком уж часто становился палочкой-выручалочкой для авторов. С другой стороны, Гуки хоть и балансирует на грани Мэри-Сью, но все же ее не пересекает...

(no subject)

From: [identity profile] Арлина Кинсель - Date: 2022-03-14 11:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com - Date: 2022-03-14 01:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gcugreyarea.livejournal.com - Date: 2022-03-14 07:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com - Date: 2022-03-14 07:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gcugreyarea.livejournal.com - Date: 2022-03-14 09:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com - Date: 2022-03-14 09:13 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com - Date: 2022-03-15 06:53 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-03-14 07:55 am (UTC)
From: [identity profile] haritonoff.livejournal.com
https://www.babyblog.ru/community/conception/post/3288859

Date: 2022-03-14 05:07 pm (UTC)
From: [identity profile] lt-saavik.livejournal.com
Вариант с "хвостом" и упоминание расстояний привели к забавной мысли — "Вояджер" из Дельта-Квадранта можно было не вести на крейсерской скорости, боясь спалить реактор-гондолы, а буксировать шаттлами!
А шаттлы по мере выгорания выбрасывать, всё равно регенерируют. 😄

Date: 2022-03-14 05:08 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
Увы, фактор саморазмножения шаттлов в "Вояджере" так никогда и не был осознан по достоинству...

(no subject)

From: [identity profile] lt-saavik.livejournal.com - Date: 2022-03-14 05:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com - Date: 2022-03-14 05:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] john-jack.livejournal.com - Date: 2022-03-14 05:20 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-03-14 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] john-jack.livejournal.com
Забавно, что прогресс тут описан именно технологический. Задача решается не заказным роялем кардинальным прорывом, а приложением уже известного средства в больших количествах, и оптимизируется в основном эффективность оного приложения.

Посадка трёхкилометрового шарика на грунт — само по себе, но посадка трёхкилометрового шарика хвостом в специальный колодец — !

Date: 2022-03-14 05:29 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
Именно. Что куда более реалистично, чем "изобретение принципиально нового двигателя под заказ")

Посадка трёхкилометрового шарика на грунт — само по себе, но посадка трёхкилометрового шарика хвостом в специальный колодец — !

Ну, всего-то полуторакилометрового) И да, это было одной из причин, почему хвосты очень не любили экипажи. Приходилось использовать систему наземных приводных лучей, чтобы мягко приземлить суперлинкор хвостом в ямку.

(no subject)

From: [identity profile] john-jack.livejournal.com - Date: 2022-03-14 06:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com - Date: 2022-03-14 06:30 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-03-14 05:46 pm (UTC)
From: [identity profile] antonkachinskiy.livejournal.com
Перемещения между Млечным Путем и Андромедой осуществляются с помощью системы «Солнечных трансмиттеров», построенных в незапамятные времена неведомой вымершей расой.
Главный признак фентези :)

Date: 2022-03-14 05:50 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
Чем? Сами по себе трансмиттеры — это вполне себе известная технология. Другое дело, что конкретно Солнечные Трансмиттеры ОХРЕНЕННО мощные, запитываемые от целых звездных структур. Брутфорс технологии

(no subject)

From: [identity profile] antonkachinskiy.livejournal.com - Date: 2022-03-14 06:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com - Date: 2022-03-14 07:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] antonkachinskiy.livejournal.com - Date: 2022-03-14 07:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com - Date: 2022-03-14 07:54 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-03-14 08:07 pm (UTC)
From: [identity profile] gcugreyarea.livejournal.com
Согласитесь, что такой подход куда более реалистичен, чем традиционные космооперные Галактические Империи с неисчерпаемым бюджетом?...
А я вот возьму и не соглашусь.
Потому что исчерпаемый бюджет всегда упирается в некий исчерпаемый ресурс.
Но какой ресурс является исчерпаемым для описанных в данном цикле космических империй?
Энергии у них точно хоть залейся. Насколько помню, для тех инопланетян — даже контролируемый термоядерный синтез — седая древность. Не говоря уж о том очевидном факте, что к услугам любой космической цивилизации — халявное излучение тысяч звёзд — висящих в космосе бесплатных термоядерных реакторов громадного размера.
Редкие элементы? При неограниченной энергии на горнодобывающие работы (см. первый пункт) — нужное месторождение вы где-нибудь в космосе да найдёте. В конце концов, вся галактика состоит из одних и тех же элементов.
Человеко-часы? Автоматизация, сэр. Опять же при описанном уровне технологий любой монотонный и повторяющийся труд легко перекладывается на механику. Автоматы делают автоматы, которые делают автоматы... И так до конца цепочки, которая делает собственно боевые звездолёты — в любом требуемом количестве.
Человеческий труд может быть лимитом только там, где необходима творческая работа, изобретательство, создание чего-то качественно нового.
Но ведь производство ступеней для гипердвигателя в описываемой задаче — требует именно повторяющейся работы, они же все одинаковые (даже если разные ступени отличаются между собой, как у реальных современных ракет, каждую из четырёх достаточно создать один раз — дальше просто нажимаем кнопку "повторить").

Date: 2022-03-14 08:11 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
Интересная позиция, коллега!

(no subject)

From: [identity profile] Михаил Салтыков - Date: 2022-04-24 10:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gcugreyarea.livejournal.com - Date: 2022-04-25 12:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Михаил Салтыков - Date: 2022-04-25 02:19 pm (UTC) - Expand

Profile

fonzeppelin: (Default)
fonzeppelin

January 2026

S M T W T F S
     12 3
4 56 78910
1112131415 1617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 19th, 2026 05:15 am
Powered by Dreamwidth Studios