fonzeppelin: (Default)
[personal profile] fonzeppelin

Во второй половине 1920-ых, греческий флот все чаще ломал голову над вопросом: что делать с “Килкисом” и “Лемносом”? Два старых американских преддредноута - бывшие BB-23 “Миссисипи” и BB-24 “Айдахо”, купленные по случаю в 1914 году – были не слишком-то современными даже на момент приобретения, и за прошедшее десятилетие устарели безнадежно.



Вопрос не стоял бы так остро, будь греческий флот по-прежнему безраздельным властителем Восточного Средиземноморья. Но в 1926 году Турция приступила к восстановлению своего собственного тяжелого корабля, линейного крейсера “Явуз” (бывший немецкий “Гебен”). 



Перспектива возвращения “Явуза” в строй изрядно тревожила греческих адмиралов. 25.000-тонный дредноутный крейсер с десятью 280-мм орудиями, хотя тоже был далеко не современным, ощутимо превосходил по скорости, вооружению и управлению огнем оба греческих броненосца вместе взятые. Проведенное в 1928 году исследование показало, что шансы греческих броненосцев против турецкого линейного крейсера откровенно невелики. Хотя дальность стрельбы главного 305-мм калибра и промежуточного 203-мм калибра “Лемноса” и “Килкиса” позволяла им – теоретически - вести бой с “Явузом”, низкая скорость и слабая палубная защита делали греческие броненосцы слишком уязвимыми.





Линейный крейсер "Явуз" (бывший немецкий "Гебен") в сухом доке.

Линейный крейсер "Явуз" (бывший немецкий "Гебен") в сухом доке.



В качестве противовеса “Явузу”, греческое правительство возобновило попытки добыть из Германии “застрявший” там еще с кайзеровских времен недостроенный супердредноут “Саламис”. Изменение международной обстановки к концу 1920-ых позволяло надеяться, что корабль – в который были вложены немалые деньги – удастся-таки как-нибудь закончить. Но готовность “Саламиса” даже в лучшем случае ожидалась никак не раньше 1930 года. А “Явуз” должен был вернуться в состав турецкого флота минимум на год раньше. В этот промежуток, грекам приходилось полагаться только на “Лемнос” и “Килкис”.





Недостроенный супердредноут "Саламис" на верфи в Германии. Заложенный еще до Первой Мировой Войны, он, тем не менее, мог бы стать эффективным конкурентом "Явузу"... если бы греки сумели-таки его достроить.

Недостроенный супердредноут "Саламис" на верфи в Германии. Заложенный еще до Первой Мировой Войны, он, тем не менее, мог бы стать эффективным конкурентом "Явузу"... если бы греки сумели-таки его достроить.



Находившийся в лучшем техническом состоянии “Килкис” в декабре 1928 года отправили в Специю для капитального ремонта. На нем заменили изношенные котлы, перебрали машины и механизмы. После возвращения домой, броненосец стал флагманом Учебной Дивизии в Поросе и считался самоходным учебно-артиллерийским кораблем. На его борту размещалось морское артиллерийское училище флота.


Более изношенный “Лемнос” прошел в августе 1929 года докование на Мальте с целью очистки и ремонта подводной части корпуса (из-за большой осадки, броненосцы в то время еще не могли пользоваться греческими доками в Саламисе), но капитального ремонта не проходил. Осенью 1929 года его также сделали учебной единицей для механиков и кочегаров в Саламисе.










К середине 1929 года, однако, ситуация вновь поменялась. Правительство Элефтериоса Веницелоса решило отказаться от планов достройки “Саламиса”. Основной причиной был взятый Веницелосом курс на нормализацию отношений с Турцией; ввод в строй греками нового крупного корабля рисковал спровоцировать турок на очередной виток гонки вооружений. Кроме того, достройка “Саламиса” обошлась бы греческому бюджету очень дорого – и вынудила бы отказаться от планов развития авиации и подводного флота.


Как следствие, относительное значение “Килкиса” и “Лемноса” для греческого флота существенно возросло… но абсолютное оставалось под большим вопросом. Осенью 1929, по инициативе Веницелоса, флот создал комитет для решения дальнейшей судьбы броненосцев.


В декабре 1929 года, комитет представил три возможных плана действий:


* Первый план предусматривал капитальную модернизацию “Килкиса” и “Лемноса”, с целью привести их боевые и технические возможности в соответствие с требованиями времени. Корабли предполагалось перевести на нефтяное отопление; освободившиеся угольные погреба использовать как часть противоторпедной защиты. Броневую палубу в районе погребов боезапаса предполагалось усилить накладными плитами. Противовоздушное вооружение должно было быть усилено двумя 76-мм зенитками в спонсонах по бокам центральной надстройки. Общая стоимость проекта оценивалась в 34,5 миллиона драхм, а расчетная стоимость эксплуатации обеих броненосцев в 4 миллиона драхм в год (эта цифра считалась приемлемой, так как предполагалось, что броненосцы будут также использоваться в мирное время для размещения военно-морского штаба и различных морских училищ);










* Второй план предусматривал перестройку “Килкиса” и “Лемноса” в стационарные плавучие батареи, защищающие ключевые объекты греческого побережья. С кораблей предполагалось демонтировать трубы и мачты, срезать надстройки (чтобы сделать их менее заметными), усилить палубное бронирование и оставить на каждом только одно котельное отделение для питания динамо-машин и механизмов. Дальномеры и механизмы управления огнем предполагалось перенести на береговые позиции, передавая данные на корабли по телефонным кабелям. Один броненосец предполагалось поставить за двумя рядами противоторпедных сетей позади острова Флевес, защищая вход в Сароникский залив от вторжения неприятельских кораблей. Второй броненосец собирались установить на входе в залив Термаикос, для защиты подступов к Салоникам. Стоимость такой модернизации оценивалась в 15 миллионов драхм, а расчетная стоимость эксплуатации – в 1,5 миллионов драхм в год;


* Наконец, третий план предполагал разоружить “Килкис” и “Лемнос” и использовать снятые с них артиллерийские установки – по две 305-мм и четыре 203-мм двухорудийные башни с каждого броненосца – на береговых укреплениях. С точки зрения комитета, этот план был наименее перспективным, так как всего лишь усиливал существующую оборону побережья, не предоставляя никаких новых возможностей. Кроме того, возникли проблемы бухгалтерского характера; проведя предварительные исследования, комитет признал, что не в состоянии оценить стоимость плана, так как вообще не представляет, как дорого обойдется транспортировка башен по суше.


Ни один из этих планов не был в итоге реализован. Правительство Веницелоса скептически отнеслось к вложению ограниченных средств (особенно в обстановке мировой экономической депрессии) в эти заведомо устаревшие корабли; гораздо лучшим вложением с точки зрения Веницелоса были бы современные крейсера и морская авиация. Поэтому в начале 1930 года было объявлено, что “Лемнос” и “Килкис” будут в ближайшее время выведены из состава флота и списаны на лом.





"Килкис" на отстое в Поросе.

"Килкис" на отстое в Поросе.



В декабре 1930, было принято решение перевести в резерв изношенный “Лемнос”. Флаг на корабле спустили 20 марта 1931 года, и броненосец поставили на отстой на военно-морской базе в Саламисе (дноуглубительные работы на которой как раз были успешно завершены). В 1932 году в Поросе расформировали и вывели в резерв “Килкис”. Казалось, что в истории этих броненосцев поставлена окончательная точка.


Тем не менее, в военно-морских кругах продолжалось обсуждение различных планов модернизации старых броненосцев. В 1932 году было предложено радикально перестроить “Лемнос”, превратив его де-факто в дредноут; разрезать его корпус пополам, и вставить посередине новую секцию, достаточно длинную, чтобы вместить одну или две дополнительные башни главного калибра (башни предполагалось снять с “Килкиса”). Идея впечатляла смелостью – но явно находилась за пределами как инженерных, так и финансовых возможностей греческого флота.


Но тут вмешалась внутренняя политика. В марте 1935 года группа либерально настроенных офицеров греческой армии и флота устроила попытку военного переворота против консервативного правительства генерала Метаксаса. Мятежники хотели вернуть к власти Веницелоса, и для этого установили контроль над большей частью боеспособных кораблей греческого флота (включая флагман “Авероф” и легкий крейсер “Эли”).










В попытке противостоять мятежникам, правительство Метаксаса отдало приказ реактивировать флотский резерв. Стоявший на хранении “Килкис” срочно отбуксировали в Саламис и в рекордные сроки привели в действие. Уже 14 марта старый броненосец своим ходом вышел в море и своим ходом направился к Керацини (порт в пригороде Афин), готовясь защищать город от нападения флота мятежников. Лоялисты Метаксаса планировали направить “Килкис” на Крит, чтобы воспрепятствовать попыткам сторонников Веницелоса установить контроль над островом. “Килкис” был единственной их тяжелой единицей, способной парировать находящийся в руках мятежников “Авероф”. Впрочем, до сражения между бронированными ветеранами все-таки не дошло; восстание было подавлено правительственными войсками, и Веницелос был вынужден бежать за границу.


Под впечатлением от революционных событий, греческий флот пересмотрел свое отношение к устаревшим тяжелым кораблям. Летом 1935, адмиралы предприняли еще одну попытку разработать план модернизации своих стареющих броненосцев. Проведенная инспекция показала, что “Килкис” находится в хорошем техническом состоянии, но “Лемнос” де-факто небоеспособен: его механизмы частично разобраны на запасные части для “Килкиса” и только силовая установка полностью работоспособна.





Чертеж плана модернизации "Лемноса" от 1935 года.

Чертеж плана модернизации "Лемноса" от 1935 года.



Проект модернизации “Лемноса” от 1935 года предусматривал:


* Усиление горизонтального бронирования кораблей посредством установки нового слоя 25-мм плит из никелевой стали поверх существующей броневой палубы;


* Демонтаж обеих гиперболических решетчатых мачт американского типа и установку на носовой надстройке стандартной треногой мачты британского образца;


* Замену восьми старых угольных котлов на восемь современных котлов с нефтяным отоплением. Дымоходы двух труб предполагалось объединить в одну;


* Демонтаж 178-мм скорострельных орудий и установку восьми 102-мм орудий (вероятно, британских QF 4-inch Mk V) в зенитных установках;


* Усиление подводной защиты за счет переоборудования бывших угольных погребов в противоторпедные отсеки и усиления продольных переборок;


* Установку новых, современных приборов управления огнем и дальномеров;





Улучшенное АИ изображение.

Улучшенное АИ изображение.



В результате такой модернизации, “Лемнос” и “Килкис” стали бы хотя и безусловно не современными, но достаточно боеспособными единицами – способными, по крайней мере, парировать турецкий “Явуз.” Но и эти планы модернизации правительство не поддержало, сославшись на низкую эффективность вложения значительных средств в капитальную реконструкцию старых кораблей. Адмиралы настаивать не стали, тем более что новое правительство гораздо более благосклонно относилось к идее заменить старые броненосцы современными тяжелыми кораблями.





АИ-генерация: модернизированный "Лемнос" на ходу в Эгейском Море

АИ-генерация: модернизированный "Лемнос" на ходу в Эгейском Море



В 1936 году, “Лемнос” был выведен из состава флота и частично разоружен. Его башни главного калибра демонтировали и (с большим трудом и значительными затратами, как и предсказывали адмиралы еще в 1929 году) установили на береговых батареях острова Эгина, на входе в Сароникский залив. Остальное вооружение корабля, 203-мм, 178-мм и 76-мм орудия, также распределили в 1937-1938 между островными фортификациями.


Опустошенный корпус “Лемноса” в 1940 году поставили на отмель возле военно-морской базы Саламис. Осенью 1940 года флот рассматривал возможность переоборудования корпуса броненосца в плавучее топливное хранилище для нужд базы; предполагалось снять надстройку, снять бортовое бронирование и демонтировать все механизмы для того, чтобы использовать пустые объемы корпуса как топливные цистерны. Однако приступить к работе не успели.





Носовая 305-мм турель "Лемноса" на береговой батарее острова Эгина.

Носовая 305-мм турель "Лемноса" на береговой батарее острова Эгина.



“Килкис” же оставался в резерве. В 1940 году с него сняли большую часть легкого вооружения для наземного фронта, но оставили тяжелые орудия. С началом военных действий, артиллерийское училище оставило корабль, который теперь использовали как зенитную батарею и элемент береговой обороны военно-морской базы в Саламисе.


По воспоминаниям адмирала Эфаминодоса Кавадиса, командующего греческим флотом в начале военных действий, “Килкис” предполагалось задействовать в планирующейся десантной операции против контролируемых итальянцами Додеканесских островов. Тяжелые 305-мм и 203-мм орудия старого броненосца могли стать более чем убедительным аргументом в этой операции, целью которой было обезопасить фланги греческой обороны в Албании. Однако инженеры, осмотревшие “Килкис”, пришли к неутешительному выводу, что на приведение корабля в боеспособное состояние уйдет слишком много времени и сил.





Немецкие пикировщики атакуют "Килкис". Команда сумела запустить машины, но вывести броненосец в море уже не успела.

Немецкие пикировщики атакуют "Килкис". Команда сумела запустить машины, но вывести броненосец в море уже не успела.



История греческих броненосцев завершилась в апреле 1940 года, под бомбами немецких пикировщиков. “Лемнос” затонул на своей стоянке; “Килкис” попытался дать ход и вырваться в море, но получил несколько попаданий и лег на грунт. Захватившие Грецию немцы и итальянцы по неясной причине не проявили к кораблю никакого интереса и даже не попытались снять его тяжелые орудия для береговых укреплений.





Поднятый на плаву остов линкора "Килкис" рядом с крейсером "Авероф".

Поднятый на плаву остов линкора "Килкис" рядом с крейсером "Авероф".



После войны, остов “Килкиса” подняли в 1949 году, чтобы освободить стоянку. Лежавший на мели корпус “Лемноса” никому особенно не мешал, и был постепенно разобран на лом в начале 1950-ых.


P.S. Для написания этой статьи в качестве иллюстративного материала я располагал ровно одним сканом чертежа плохого качества из польского военно-морского журнала, изображающим планировавшуюся модернизацию «Лемноса» по проекту 1935 года:










И мне пришла в голову идея воспользоваться ИИ, чтобы «очистить» изображение. Для начала, я велел компьютеру очистить чертеж и сделать его ясным и различимым, не меняя никаких линий:










Результат оказался вполне интересным, и я попробовал пойти дальше — приказал компьютеру убрать линии сгибов:










Компьютер с задачей успешно справился) Ободренный результатом, я решил пойти дальше, и попросил машину сделать фотографическое изображение на основе очищенного чертежа:










И по-моему, великолепный результат!

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

fonzeppelin: (Default)
fonzeppelin

January 2026

S M T W T F S
     12 3
4 56 78910
1112131415 1617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 19th, 2026 07:48 am
Powered by Dreamwidth Studios