AIM-174: новая сверхдальнобойная ракета "воздух-воздух" для ВМФ США
UPD: ВМФ США подтвердил, что ракета AIM-174 уже состоит на вооружении и развертывается оперативно. Ее официальное обозначение — SM-6 ALC (англ. Air-Launched Configuration — Конфигурация Воздушного Пуска)
Итак, в ходе идущих сейчас международных военно-морских учений RIMPAC-2024 (англ. Rim of the Pacific, Рубеж Тихого Океана) военный флот США продемонстрировал очередную интересную новинку. На авиабазе Пирл-Харбор-Хикам (штат Гавайи) наблюдатели заметили два палубных истребителя F/A-18E «Super Hornet», несущие под крыльями массивные ракеты, обозначенные как XAIM-174:

Или, иными словами — адаптированные для воздушного пуска корабельные сверхдальнобойные зенитные ракеты RIM-174 SM-6.
Слухи о том, что ВМФ США хочет адаптировать свою новейшую (и наиболее многофункциональную) зенитную ракету SM-6 для воздушного запуска ходили уже давно. Являясь развитием линейки зенитных ракет «Стандарт», SM-6 — известная также как «Standard ERAM» (англ. Extended Range Active Missile — Активно-наводящаяся Ракета Увеличенной Дальности) — оснащена активной радиолокационной головкой самонаведения, и способна к самостоятельному поиску и сопровождению цели, без необходимости «подсветки» таковой корабельным радаром. И флот США давно уже высказывал неудовлетворенность потерей возможностей со списанием в 2000-ых истребителей-перехватчиков F-14 «Томкэт» с их сверхдальнобойными УРВВ AIM-54 «Феникс» (дальностью более 180 км). Стандартная дальнобойная УРВВ США — AIM-120 AMRAAM дальностью около 120 км — по мнению адмиралов, не являлась адекватной заменой возможностям «Феникса».

Еще в апреле 2021 года, флотский истребитель был замечен с ярко-оранжевым имитатором необычной ракеты под крылом. Тогда адмиралы США отказались давать какие-либо комментарии, но бдительные OSINT не преминули отметить, что новая авиационная ракета выглядит точь-в-точь как зенитная ракета RIM-174 SM-6 (за исключением отсутствующего стартового ускорителя, не нужного при воздушном пуске). Немедленно разгорелись жаркие дискуссии — что же это такое, и для чего оно предназначено?
Многие аналитики считали, что авиационная SM-6 будет, скорее всего, играть роль дальнобойной сверхзвуковой тактической, или же противокорабельной ракеты — то есть будет предназначена для поражения наземных и надводных целей. Аргументы в пользу такой версии были, надо сказать, убедительны. Во-первых, американский флот и так рассматривает SM-6 как ракету «двойного назначения»; и как зенитную, и как противокорабельную (что, впрочем, характерно для всех зенитных ракет американского ВМФ). Во-вторых, армия США успешно интегрировала ракету SM-6 в свой наземный ракетный комплекс «Тифон» именно в качестве ударной. Наконец, в-третьих, флот США уже имел солидный опыт «кроссплатформенных ракет» — включая создание в 1960-ых авиационной противорадиолокационной ракеты AGM-78 Standard ARM на основе корабельной зенитной ракеты RIM-66 SM-1MR.

И вот наконец новые фотографии помогли развеять завесу тайны. Ракета, подвешенная под крылом «Супер Хорнета» 192-ой эскадрильи истребителей-бомбардировщиков VFA-192 «Золотые Драконы» была обозначена как XAIM-174B. Это альфанумерическое обозначение расшифровывается как «Экспериментальная (Х), воздушного запуска (A), противовоздушная (I) ракета (M)». Цифровой код «174» подтверждает преемственность с SM-6, которая обозначается как RIM-174.
Также с новыми ракетами был замечен еще один «Супер Хорнет» из другой эскадрильи — VFA-2 «Баунти Хантерс». Подвешенные на нем ракеты были обозначены как NAIM-174B и отмечены как «инертные». Литера «N» впереди альфанумерического кода ракеты используется, чтобы обозначить учебную ракету — идентичную боевой по электронной «начинке», но не имеющую ни боевой части, ни двигателя. Надпись «Inert» на корпусе боевой части, и серая полоса на двигателе подтверждают, что речь идет об учебной ракете.

Эта небольшая демонстрация наглядно иллюстрирует разрешение одной из важных проблем, стоявших перед американской авиацией. В последние два десятилетия, все громче высказывались опасения, что американские ракеты «воздух-воздух» обладают недостаточной дальностью, и уступают новейшим аналогам — таким, как европейский «Meteor» (дальность более 200 км), российская Р-37 (более 300 км) и китайская PL-21 (более 400 км). Военный опыт 2020-ых в значительной степени подтвердил эти опасения; превосходство в дальности действия УРВВ оказалось важным оперативным и тактическим аргументом. Американские ВВС инициировали несколько проектов — включая дальнобойную версию AMRAAM-ER и новую УРВВ AIM-260 JATM (англ. Joint Advanced Tactical Missile — Единая Продвинутая Тактическая Ракета), но их реализация требовала времени.
И вот похоже, что флот США решил взять дело в свои руки. И обзавестись новой УРВВ, которая разом решит все его требования к дальнобойности подобного оружия.
Точные данные по дальности SM-6, разумеется, все еще засекречены. Официально утверждается, что дальность действия ракеты «более 130 морских миль» (240 км); однако многие эксперты подозревают, что эти данные существенно занижены. Различные источники называют оценочные цифры от 200 морских миль (370 км) и до 250 морских миль (450 км).
Но даже взяв самые консервативные официальные оценки, мы все равно получаем УРВВ сверхбольшой, практически рекордной дальности. Следует учитывать, что воздушный пуск — за счет заранее набранной самолетом скорости и высоты, позволяющей ракете начать полет в менее плотной атмосфере — увеличивает дальность примерно на 30% и более. Таким образом, приняв дальность запускаемой с корабля SM-6 за 240 км, мы получим что воздушная версия сможет поразить цель более чем за 300 км.

Но как ракета найдет цель на таком расстоянии? И тут в игру вступает главное преимущество SM-6; ракета полностью сетецентрична, рассчитана на взаимодействие с боевым информационным пространством (англ. battlespace) ВМФ США. Она может напрямую получать данные о положении цели, поставляемые кораблями с системой «Aegis», кораблями и самолетами с другими совместимыми БИУС, а также самолетами ДРЛО E-2D «Хокай». Разработанный фирмой «Raytheon» (производителем всего семейства «Стандарт») двухчастотный канал обмена данными обеспечивает ракете возможность взаимодействовать с разными типами радаров и цифровых систем связи, состоящими на вооружении США и НАТО.
Это означает, что для успешного применения AIM-174, совершенно не важно, видит ли цель её самолет-носитель. Достаточно, чтобы цель видел кто-нибудь, включенный в общую информационную сеть. Опираясь на внешние данные о положении цели и собственную навигационную систему, AIM-174 самостоятельно сумеет выйти в район перехвата — и там уже задействовать собственную (активную) радарную головку самонаведения для точного выхода на цель.
Также отметим, что подобная возможность — Cooperative Engagement Capability — означает, что AIM-174 будет нетребовательна к носителю. И сможет устанавливаться не только на «Супер Хорниты», но и на другие типы тактических самолетов, как флота, так и ВВС США. Размеры ракеты, впрочем, не позволяют размещать ее на внутренней подвеске стелс-истребителей F-22 и F-35, но для контроля воздушного пространства в роли перехватчика особая малозаметность не так актуальна.

Какие же возможности обеспечивает AIM-174 для авиации США? Во-первых, разумеется, она компенсирует отмеченную выше нехватку дальнобойности американских УРВВ. Ее дальность вполне позволяет «перестреливаться» на равных с самыми дальнобойными образцами ракет «воздух-воздух», состоящих на вооружении других стран. Таким образом возможность атаковать американские истребители из-за предела досягаемости их собственного вооружения «закрылась».
Во-вторых, новые ракеты позволяют американским ВВС решить давнюю проблему уничтожения неприятельских самолетов ДРЛО и воздушных «командных постов». В годы Холодной Войны такая проблема де-факто перед американцами не стояла; СССР обладал лишь небольшим парком самолетов ДРЛО и опирался в основном на наземное наведение истребителей. Однако война в Ираке в 1991 году наглядно продемонстрировала значительные преимущества наведения с воздушных радаров; истребители коалиции выходили на иракские самолеты в режиме радиомолчания, по данным ДРЛО, включая собственные радары лишь в последний момент для захвата цели.
Эффективность контроля воздушного пространства с опорой на самолеты ДРЛО породила, естественно, и вопрос — как ей противодействовать? Оптимальным решением выглядело атаковать сами летающие радары, но для этого требовалось дальнобойное вооружение, позволяющее нанести удар прежде, чем успеют вмешаться неприятельские воздушные патрули. И AIM-174 полностью удовлетворяет этим требованиям; большая дальность и возможность внешнего наведения делают ее чрезвычайно опасной для обширного парка самолетов ДРЛО на вооружении КНР.

В-третьих, хотя SM-6 и не является специализированной противоракетой (в отличие от SM-3), она обладает достаточно развитыми возможностями по перехвату баллистических целей. Боевые действия в Красном Море в 2023-2024 году продемонстрировали успешные перехваты с помощью корабельных SM-6 баллистических противокорабельных ракет малой дальности. Развернутые на патрулирующих истребителях во взаимодействии с корабельными/наземными радарами, AIM-174 могут обеспечить противобаллистическую оборону значительно больших территорий, чем при обычном корабельном/наземном развертывании.
И, наконец, нельзя отрицать, что SM-6 воздушного базирования является также и перспективным оружием для поражения наземных и надводных целей. Ее эффективность, правда, сдерживается небольшим весом боевой части (осколочно-фугасная в 64 кг), но значительная дальность, сверхзвуковая скорость, малые габариты (затрудняющие обнаружение радарами) и высокая точность попадания делают ее опасным вспомогательным вооружением. Армия США считает запускаемую с наземных установок SM-6 эффективным оружием с малым временем реакции против особо важных целей (таких, как боевые корабли, ракетные пусковые установки и т.д.); логично предполагать, что воздушная версия также будет применяться в подобных случаях.
В общем и целом — AIM-174 действительно меняет очень многое в мировом раскладе воздушных сил. Главным ее преимуществом является то, что эта ракета уже де-факто отработана (как SM-6) и находится в серийном производстве. Главным же сдерживающим фактором являются низкие темпы производства SM-6 в США; годовой выпуск ракет не превышает 150 единиц, с планами увеличения до 300.

P.S. Учения RIMPAC-2024 еще продолжаются, и есть вполне реальная вероятность увидеть запуски AIM-174 по учебным целям. Как воздушным, так и морским; в качестве мишени для практических атак (SINKEХ), возможно, будет использован выведенный из состава десантный вертолетоносец LHA-1 USS «Тарава». По имеющимся данным, списанный весной 2024 вертолетоносец, недавно был отбуксирован на Форд-Айленд для демонтажа представляющего ценность оборудования. Высказывается предположение, что 40.000-тонный корабль на учениях будет «играть роль» китайского авианосца.
no subject
Ракеты Standard создавались в надежде применять ее и с самолетов тоже. И дальнобойные противоракеты на основе нее испытывали лет 20 назад с F-15: Standard с головой AIM-9X. Новость, видимо, в том, что теперь такую делает флот (потому что SM-6 только у них пока).
Подозреваю, что прошлые попытки не выброшены, лишь применение слишком особенное. Например, предлагали применить по запускаемым МБР с нескольких сот км. Или, возможно, против спутников или головных частей в космосе.
Явная цель — ВКП и ДРЛОУ. Собственно, в украинской войне эта задача уже решалась особо снаряженными большими ракетами (видимо, С-200). То есть, как и Standard ARM, это ракеты РЭБ, но не только. Один пуск, даже для тренировки, — десяток млн. Как запуск малого спутника.
no subject
Ракеты "Стандарт" не создавались в надежде применять их с самолетов. "Стандарт" — это попросту стандартизация парка ракет "Терьер" и "Тартар" на основе переделанного под твердотельную электронику "Тартара" (версия средней дальности — сама по себе, версия большой дальности — с ускорителем от "Терьера")
no subject
Создавались. Я видел плакат тех времен, где самолетики пририсованы. Плакат про смысл названия программы. Потому не Tartar.
Собственно, Talos уже сверхзвуковая ПКР, КР по берегу, ЗУР. Ядерная и не ядерная. Так как заменяющая ракета стала меньше, то и унификацию продолжили дальше. И ЯБЧ для Standard создавали. Как видим, девиз проекта все еще отражает его идеи.
no subject
Только сейчас загрузилась картинка в вашей статье, где сбивают ДРЛОУ на Ил-76.
(no subject)
(no subject)
no subject
Лжешь как обычно, мразота.
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
no subject
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
no subject
>сверхзвуковая скорость
Кек. Просто кек.
no subject
>>Боевые действия в Красном Море в 2023-2024 году продемонстрировали успешные перехваты с помощью корабельных SM-6 баллистических противокорабельных ракет малой дальности.
А это уже гиперкек от и до.
no subject
Вообще-то это как бы реальность. Баллистические ракеты продемонстрировали себя... довольно фиговым противокорабельным оружием. Дроны и низколетящие КР оказались лучше.
(no subject)
no subject
no subject
Они хорошие инженеры с практичным подходом к делам.
(no subject)
(no subject)
no subject
> для успешного применения AIM-174, совершенно не важно, видит ли цель её самолет-носитель.
учитывая недавний контракт U.S. Air Force с Umbra Space на обнаружение движущихся объектов их SAR спутниками с разрешением 16 см и возможностями штатов разворачивать крупные спутниковые группировки, все может стать еще более интересным в самое ближайшее время.
no subject
Вот-вот)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
no subject
Без актуальной политики, пожалуйста.
no subject
После того, как перепробуют все остальные способы..."(ц) сами знаете кого.
Перед нами наглядный прецедент этих самых "всех остальных".
no subject
Ну, это как раз вполне себе эффективное и изящное решение. Массивное, согласен. Много таких даже на F-15 не подвесить.
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
no subject
На сайте производителя пишут о 200км
https://ktrv.ru/production/voennaya_produktsiya/upravlyaemoe_aviatsionnoe_vooruzhenie/rakety_klassa_-vozdukh-vozdukh/raketa_rvv-bd.html
no subject
> На сайте производителя пишут о 200км
в реальности там, вроде, все еще веселее: эти 200 км реализуются, если истребитель и цель сближаются лоб в лоб с относительной скоростью 2М, цель не маневрирует даже после пуска ракеты, а истребитель смог обнаружить и захватить цель до запуска ракеты. Единственный вариант где это может реализоваться — гражданский Boeing 747 на эшелоне.
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
no subject
а можно подробнее про солидный опыт кроссплатформенных систем. Когда наземную/корабельную ракету переделывали в авиационную.
приведенный пример с ракетой «Стандарт-ARM» AGM-78 скорее негативный. Продеражалась в производстве 7-8 лет. дорого и скоростные харктеристики неудовлетворительные. Наверное еще какие недостатки обнаружились.
а какие еще примеры. Так-то есть причины, почему топовые системы ЗРК и авиаракет делают изначально под соответсвующее применение.
no subject
AGM-78 продержалась в производстве девять лет (с 1967 по 1976), что по тогдашним меркам офигенно много для ракеты. За это время в производстве сменились четыре версии (не считая апгрейдов), на ее основе были сделаны ПКР семейства RGM-66, и выпустили более 3000 штук, стоявших на вооружении до смены HARM'ами в 1980-ых.
(no subject)
no subject
Изначально? Terrier уже нет или SS-10. Sparrow, Sidewinder, Stinger, AMRAAM используют с кораблей. Наземные ЗРК на кораблях. Корабельные ПКР становятся авиационными и даже вертолетными. И вы знаете эти примеры, но у вас хлам вместо фактов на уме. Hellfire занятное семейство, вроде первых SS-10, только круче.
Как можно смотреть в упор, но не видеть?
(no subject)
no subject
И наоборот: в США традиционно разделяли заказы флота и КМП с армией и ВВС. AIM-4, AIM-54 — ВВС, AIM-9 и AIM-7 — флот. Все перемешалось.
no subject
годовой выпуск ракет не превышает 150 единиц, с планами увеличения до 300.
Непонятно. Систему унифицируют, но очевидно же, что совсем скоро понадобятся десятки тысяч ракет расстреливать тысячи вражеских самолетов, дронов, дронов-корабликов и так далее. И в этом главном бутылочном горлышке ничего не делается. У врага количество оружия поражает воображение, даже у прокси-хуситов вооружения столько, что хватает отгонять целую АУГ. Это как в советском мультфильме, технологии есть, а средствОв не хватает.
no subject
На самом деле США делают, и немало. Просто эффект далеко не мгновенный. Ну, и AIM-174 все же оружие для специфических ситуаций, не массовое.