fonzeppelin: (Default)
[personal profile] fonzeppelin

Собирая материалы по зенитным ракетам семейства «Найк», наткнулся на кое-какую интересную информацию о правилах авторизации применения тактического ядерного оружия американской авиацией.










Известно, что американцы в отношении ядерного оружия придерживаются «правила двух» (two man principle). То есть для запуска/сброса ядерного боеприпаса, необходимо чтобы два человека одновременно проделали определенную операцию — повернули пусковые ключи, нажали рычаги и т.д. Таким образом снижается вероятность случайных либо ошибочных запусков. Но если в отношении систем оружия с многочисленными экипажами «правило двух» организовать несложно, то как быть с одноместными самолетами?


Оказывается вот так (перевод письма американского пилота в отставке):



Правило двойного контроля остается в силе до разрешения на сброс (т.е. официальной авторизации на взлет самолета с ядерной бомбой, от национального командования). Это значит, что пилот одномоторного самолета, стоящего на «ядерной тревоге» должен всегда сопровождаться старшим механиком, когда входит в запретную зону («no alone zone», буквально «зона не одиночества» — прим. переводчика) вокруг снаряженного ядерной бомбой самолета.


По объявленной тревоге, пересечь красную линию вокруг самолета можно только вдвоем (офицер службы безопасности ВВС, «небесный полицейский», имеет приказ застрелить любого, кто подойдет к снаряженному атомным оружием самолету в одиночестве). Пилот забирается в кабину, и старший механик остается внизу. Оба они должны при этом оставаться в поле зрения «небесных полицейских», остающихся снаружи запретной зоны.


Когда поступает приказ на взлет, пилот запускает двигатель, и командный пост передает ему сообщение с кодами. Если это реальный приказ на применение ядерного оружия, то пилот выруливает на полосу, и «правило двух» для него приостанавливается. Если же нет — то пилот не получает кодов для установки атомной бомбы на боевой взвод. Также, без реального приказа пилот, скорее всего, не сумеет вырулить на полосу, потому что ворота остаются закрытыми, и рулежная дорожка заблокирована пожарной машиной или другим тяжелым грузовиком. 


Одноместные самолеты F-84, F-100, F-104 и F-105, и, конечно, «Ягуары», «Хантеры» и «Миражи» регулярно стояли на «Виктор Алерт» (кодовое обозначение для готовности к вылету с ядерным оружием — прим. переводчика) за годы службы. «Правило двух» ни разу не вызвало никаких проблем.


Эд Расмус, пилот-истребитель (в отставке). 19 февраля 1999 года.

Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2022-10-04 07:32 am (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Авиация (https://www.livejournal.com/category/aviaciya?utm_source=frank_comment), Армия (https://www.livejournal.com/category/armiya?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2022-10-04 07:36 am (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
Верно, Фрэнки.

Date: 2022-10-04 08:03 am (UTC)
From: [identity profile] tezet.livejournal.com
интересно !

Date: 2022-10-04 08:04 am (UTC)
From: [identity profile] musyupick.livejournal.com
Забавно, в википедии написано "Найк" и тут же приводится транскрипция "найки". Я в курсе, что американцы произносят название одежды, как "найк", но тут-то вроде бы уже должно быть понятно, что это богиня победы, и нужно говорить по аналогии с "Фиби" и "Афродайти".
(Извини, я тут вечно со своими произношениями, но уж очень интересно.)

Date: 2022-10-04 08:19 am (UTC)

Date: 2022-10-04 08:20 am (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
Да ничего страшного) Да, с произношением названий есть определенные... традиции) Так-то ракета, конечно, "Ника", но закрепилось "Найк".

Date: 2022-10-04 08:31 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона (https://www.livejournal.com/ratings/?rating=ru_central). Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

Date: 2022-10-04 09:58 am (UTC)
From: [identity profile] yoozhiki.livejournal.com

А как на f35? Там второго человека некуда сажать вроде.

Date: 2022-10-04 10:04 am (UTC)
From: [identity profile] andrej-kraft.livejournal.com
Спасибо, интересно.

>>> пилот одномоторного одноместного самолета, стоящего на «ядерной тревоге»

<<< Надо поправить

Date: 2022-10-04 10:12 am (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
Пожалуйста!

Нет, так в оригинале — single-engine. Видимо, автор оригинала ошибся.

Date: 2022-10-04 10:14 am (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
Полагаю точно как в тексте — к самолету с ядерной бомбой подходят только вдвоем, пилот должен получить пусковые коды перед взлетом.

Date: 2022-10-04 10:21 am (UTC)
From: [identity profile] mad-lawyer.livejournal.com
ЕМНИП, у американцев в то время не было двухдвигательных одноместных носителей ЯО. Если инструкция написана во 2-й половине 50-х или начале 60-х, то автор вполне мог добросовестно заблуждаться.

Date: 2022-10-04 10:25 am (UTC)
From: [identity profile] andrej-kraft.livejournal.com
Тогда это примечание в текст надо — для таких шибко умных, как я ;)

Date: 2022-10-04 11:28 am (UTC)
From: [identity profile] koba-roba.livejournal.com
Спасибо Граф!
Как всегда — чертовски интересно!

Date: 2022-10-04 11:30 am (UTC)
From: [identity profile] killnet4.livejournal.com

у пендосов эффективные правила, этого не отнять.

Date: 2022-10-04 11:34 am (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
Пожалуйста! Стараюсь)

Date: 2022-10-04 11:36 am (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
У них в 50-ых — 60-ых была ОЧЕНЬ большая головная боль на тему "какой-нибудь не в меру ретивый антикоммунист попытается начать атомную войну", и меры по контролю ядерного оружия — особенно тактического — предпринимались масштабные.

Date: 2022-10-04 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] koba-roba.livejournal.com
Так Держать!!!

Date: 2022-10-04 12:07 pm (UTC)
From: [identity profile] jr0.livejournal.com
Спасибо.

К тому же ритуал в столь важных обстоятельствах нужен. Нагрузка на психику растет, а ритуал ее может снять отчасти. Так заведено, так положено.

Date: 2022-10-04 12:11 pm (UTC)
From: [identity profile] 0mogol0.livejournal.com

вроде недавно где-то читал, что наряду с тотальным контролем было очень много головотяпства, типа коды запуска не менялись десятилетиями, и были одинаковыми для всех стратегических бомбардировщиков.

Date: 2022-10-04 12:21 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
И это тоже было)

Date: 2022-10-04 12:21 pm (UTC)
From: [identity profile] Петр Уральский (from livejournal.com)
Еще бы про пулемет Максима написал ...

Date: 2022-10-04 12:22 pm (UTC)
From: [identity profile] fonzeppelin.livejournal.com
Не моя область интересов.

Date: 2022-10-04 01:53 pm (UTC)
From: [identity profile] smirnfil.livejournal.com

Головотяпство неизбежно — у нас вот проходит регулярный внешний аудит безопасности(pci dss level 1 compliance если о чем-то говорит) и хотя я знаю, что вся наша контора заинтересована в безопасности(не паранойки, но стандартное — мы дырок намерено не делаем, если узнали, что есть проблема, то мы её латаем, безопасность настоящая, а не формальная "для галочки") у меня есть некоторый набор историй класса WTF? зачем мы это так сделали. Единственный способ борьбы с этим — многослойные системы, чтобы даже пара дырок не приводила к стремным последствиям. И вот все эти "правила двух" как раз часть такого подхода.

Date: 2022-10-04 01:57 pm (UTC)
From: [identity profile] eugene-gu.livejournal.com
> Пилот забирается в кабину, и старший механик остается внизу.
---
А что он делает дальше, пока пилот запускает двигатель и ждёт коды? Если не ошибаюсь, находится рядом с запущенным реактивным движком не особо полезно для здоровья.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Profile

fonzeppelin: (Default)
fonzeppelin

January 2026

S M T W T F S
     12 3
4 56 78910
1112131415 1617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 19th, 2026 07:19 am
Powered by Dreamwidth Studios