Тренируйся на... чем?
Уважаемый коллега Naval Manual в своих недавних постах «На каком расстоянии опасен линкор» и «На две буквы. Тактические планы американского линейного флота в межвоенный период» поднял ряд чрезвычайно интересных вопросов относительно стратегии, планов и возможностей американского и японского флота в 1930-ых — 1940-ых. В частности, приводится весьма интересный тезис, что предвоенные планы американского флота на случай столкновения линейных эскадр содержали фатальную ошибку:

Во всей этой красоте было, собственно, одно ошибочное допущение - №2, о преимуществе американского флота на предельных дистанциях. Сделанная в 20-х оценка - японские 356-мм орудия могут вести огонь не далее чем на 27 000 ярдов - была несколько скорректирована в 1935 г (до 29 000 ярдов), но и в таком случае была сильно заниженной. Японцы дважды модернизировали свои линкоры в рамках описанной Эвансом и Питти концепции Outranging the Enemy. Уже в 20-х максимальная дальность стрельбы 356-мм орудий превышала 30 000 ярдов, а в 30-х была доведена до 38 000 ярдов.
Японцы могли сами рассказать американцам, что такое действительно предельные дистанции. Как пишут всё те же Эванс и Питти, на учениях 1938 г. "Нагато" и "Муцу" открыли огонь на дистанции 34 600 м (т.е. более 38 000 ярдов). А в следующем году японский флот добился 12 процентов попаданий на дистанции 32 000 метров (35 000 ярдов). Ошибка в предположении №2 автоматически фальсифицировала предположение №5. Японцы не собирались сближаться с американским флотом, планируя вести бой на предельных - или запредельных - дистанциях. Таким образом, американцы сами собирались сунуть голову в петлю.
И тут у меня возник вопрос: а могли ли японцы реализовать это преимущество?
На чем тренировались стрелять японцы? Их первый радиоуправляемый корабль-мишень «Сетцу» (перестроенный из дредноута типа «Кавачи») вступил в строй только в 1937 году. До этого, японцы могли тренироваться в дальней стрельбе разве что по буксируемым щитам-мишеням — которые далеко не идеально воспроизводят поведение реальной цели в реальном бою.
Для сравнения, первый американский радиоуправляемый корабль-мишень — «Айова», перестроенный из старого броненосца — был введен в строй еще в 1921 году. С 1932 года, американцы тренировались на радиоуправляемом дредноуте «Юта», плюс у них имелось несколько переоборудованных под радиоуправление эсминцев-«четырехтрубников». То есть в вопросах практического освоения стрельбы на больших дистанциях по маневрирующим, уклоняющимся целям, американские моряки имели ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ фору.
Собственно в плане дальней стрельбы, за японцами числится ровно один-единственный успех: стрельба «Ямато» в 1944 году у острова Самар по американскому эскортному авианосцу «Уайт Плэйнс». Японский суперлинкор добился близкого попадания (снаряд прошел под водой и разорвался под килем) с дистанции 31,5 км. Однако этот результат был достигнут, стреляя по медлительному и неманевренному кораблю, де-факто построенному на корпусе сухогруза.
Если же мы посмотрим на другой пример ведения японскими линкорами огня на дальней дистанции — атаке «Хией» и «Киришима» на эсминец «Эдсалл» 1 марта 1942 года — то результаты будут куда менее впечатляющими. Два линкора и два тяжелых крейсера с дистанции в 26000 метров выпустили по одинокому эсминцу 1335 снарядов, добившись всего одного или двух попаданий, не нанесших к тому же особого вреда. И это в совершенно «полигонной» ситуации, поскольку одинокий старый эсминец на такой дистанции не мог вести огонь даже теоретически.
Японцы, безусловно, уделяли большое внимание превосходству в эффективной дальности над американцами. Именно способность вести огонь с большого расстояния, используя авиацию для корректировки огня (и всеми силами лишив такой возможности американцев) лежала в основе планирования решающей фазы «генерального оборонительного сражения», Kantai Kessen. Но насколько реально японцы умели стрелять на большие дистанции по реалистично маневрирующей цели — большой вопрос. Нельзя исключать, что японские артиллеристы были в этом плане «отличниками теоретической подготовки»...
no subject
no subject
no subject
no subject
как контраргумент нет. случай с ямато более показателен — поскольку вражеский ЛК (особенно американец тихоходный) куда ближе примеру, чем контрпримеру. а тактика именно для боя линейных сил. было бы странно. если бы она работала для эсминца, пусть и устаревшего.
случай с мишенями по той же причине нерабочий контраргумент
как контраргумент тут скорее что единичный боевой пример вообще не показатель
кстати, если это вообще единственный случай — то и обсуждать нечего. тактика американцев заведомо не имеет смысла — поскольку ситуация в реале фактически не возникает
no subject
no subject
вообще, это напоминает "да, мы накосячили с ТЗ на ЛК. теперь давайте придумаем, как впарить этим лохам в конгрессе, что это не так"
no subject
no subject
<<< Согласен. В артиллерийской дуэли опавший под накрытие корабль вынужден был сохранять прежние курс и скорость до последнего, чтобы не сбивать собственные наводки и повышать эффективность ответной стрельбы. Даже авианосец мог как-то маневрировать, если не занят подъемом-приемом авиации. А уж неспособному к ответному огню эсминцу сам бог велел вертеться ужом на сковородке.
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
Fire Control Radar у американцев имел точность по азимуту 2-4 тысячных, сами посчитайте сколько это градусов
no subject
no subject
я лично про
как указывает Навал Мануал точность определения пеленга у американских радаров была 2 грд, т.е. преимущества в наведении на больших дистанциях не давала, но всплески радары могли засекать и следовательно корректировать огонь тоже
радары с 2 градусами точности по азимуты непригодны для засечки всплесков
и точка
а про комбинированные методы наведения оставьте детсаду, а то у вас внезапно немцы станут стрелять по Зеетакту с оптикой лучше англичан c их 284
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
РККФ "Мне бы ваши проблемы" :)
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
С другой стороны — корабль был значительно меньше линкора, и в принципе не был озабочен вопросом точности собственного огня и огня своей эскадры.
Кроме того, медлительность американских эскортников относительно сундуков — хоть и присутствует, но присутствует довольно умеренно.
no subject
no subject
no subject
1. Уничтожение 1 ЛК — довольно неплохой улов. У японцев, если считать стрельбу сопоставимой, шансов почти вдвое больше.
2. "Ничья" при определённых обстоятельствах является решительным результатом. Или может привести к настоящему решительному результату ближайшей ночью и т.п. И тут снова есть "но".
Например, выиграв первую, сверхдальнюю, фазу боя — даже добившись выдающихся результатов, уничтожив несколько ЛК, японцы могут проиграть сражение, оставшись без боеприпасов.
:)
no subject
А чисто математически шансы у японцев отличные, если будут стрелять +/- как на учениях, а американскому командующему не удастся быстро переломить ход боя — будет та самая Цусима 2,0.
2) Не могут. Даже если японцы расходуют боеприпасы в ноль и замолкают/снижают темп стрельбы, американцы, после катастрофического провала разведки с дальностью стральбы, не могут ставить судьбу флота на точность данных по боекомплекту.
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
Сколько там снаряды стоят?
no subject