fonzeppelin: (Default)
fonzeppelin ([personal profile] fonzeppelin) wrote2024-08-06 07:40 pm

Профессионально-самодовольное

Уборка урожая благополучно продвигается, а моральную поддержку в этом деле оказывают профессионально приятные новости)










Во-первых, по итогам 2023-2024 сельскохозяйственного сезона, Россия поставила на экспорт 55,3 миллиона тонн пшеницы. Это несколько меньше, чем в предыдущем году (когда особо благоприятные погодные условия позволили поставить на экспорт рекордные 59 миллионов тонн) — но тем не менее, это 26,1% всего мирового экспорта пшеницы. Т.е. более четверти всего мирового рынка. А реально возможно и больше, учитывая что солидную долю рынка составляет ре-экспорт пшеницы «логистически выгодными» странами вроде Турции.











И прежде чем кто-нибудь начнет отмахиваться «это всего лишь пшеница, это же не автомобили», я замечу, что современное сельскохозяйственное производство — это высокотехнологичная область индустрии. Сеялки точного высева со спутниковой навигацией, комбайны с автоматической подстройкой под состояние убираемой культуры, средства защиты растений и химические удобрения, и, разумеется, современные высокопродуктивные сорта (стабильные и отзывчивые, способные давать высокие урожаи в различных условиях и положительно реагирующие на интенсивные методы землепользования) — это сложно и комплексно. Времена, когда сельское хозяйство воспринималось как «это пусть негры в колониях делают, а мы будем сталь лить» давно прошли. Сейчас основные экспортеры продовольствия, это развитые страны и международные объединения, такие как Канада и Евросоюз.


Вторая приятная профессиональная новость — хотя и не имеющая конкретно ко мне прямого отношения — это то, что российская индейка полностью захватила китайский рынок. В 2024 году Китай импортировал почти 6,8 тысяч тонн мяса индейки; вся эта индейка российского производства. По суммарным объемам производства индюшатины (не той!), Россия (422.160 тонн в 2023) уступает в мире только США (2.474.376 тонн). И отмечу, что современное птицеводство — это тоже весьма и весьма технологичная отрасль, отнюдь не сводящаяся к «птица гуляет во дворе сама».





— Бибигон, у меня есть мнение, что нам надо всерьез пересмотреть бизнес-планы...

— Бибигон, у меня есть мнение, что нам надо всерьез пересмотреть бизнес-планы...



В общем и целом (must confess, люблю я это выражение) — результаты реально впечатляющие. Всего тридцать лет понадобилось России, чтобы от хронически патологического советского сельского хозяйства перейти к статусу одной из ведущих агрономических величин планеты. Напоминаю, что СССР начал закупать зерно за рубежом еще в 1963 году (результат чудовищно ошибочной ставки на экстенсивное, а не интенсивное развитие сельского хозяйства), а начиная с 1972 года закупки зерна приобрели регулярный характер. О том же, чтобы экспортировать мясо, СССР никогда и мечтать не мог. И вот — наглядный результат, насколько же может быть эффективным индустриальное сельское хозяйство (причем воссозданное практически с нуля) в условиях капиталистической рыночной экономики.


Абсолютно законный повод гордиться отраслью. Ну, и конкретно моими усилиями в ней)








[identity profile] primarch-horus.livejournal.com 2024-08-06 05:06 pm (UTC)(link)
Это все было бы заметно милее если бы:
а) при этом для выпечки хлеба можно использовать пшеницу 5-го класса, которая ранее в хлеб не шла.
б) рф не закупала бы мясо на стороне.
в) чот не заметно что хлеб дешевеет

В итоге выглядит здравой аналогия: с зарубежной техникой и технологиями мы научились качать нефть, чутка умеем делать из нее асфальт, а бензин сделанный из этой нефти покупаем за рубежом

[identity profile] fonzeppelin.livejournal.com 2024-08-06 05:23 pm (UTC)(link)

а) Вы таки в этом уверены?) Учитывая как при социализме "мудрили" с качеством зерна...


б) На стороне — это в основном в Белоруссии. И экспорт животноводческой продукции почти вдвое превышает импорт. Вполне понятно, что для той же говядины у нас условия хуже, чем в Аргентине, и тут изменить баланс импорт-экспорт сложно. А вот по домашней птице — вполне.


в) А с чего бы ему дешеветь, если дорожают стадии индустриального процесса — включая топливо?

[identity profile] primarch-horus.livejournal.com 2024-08-06 07:48 pm (UTC)(link)
а) а причем тут социализм? Богоскрепная росиюшка разрешила использовать при производстве хлеба пшеницу 5-го класса лет пять назад. Аргументируя там что холопы и так сожрут в струне нехватка пшеницы высоких классов, это надо заметить тоже при рекордных урожаях и экспорте.
б) вдвое импорт превышает говорите? А чего тогда в прошлом году хвастались, что наконец-то в валютном эквиваленте экспорт сравнялся с импортом? Или опять вывозим много дешёвого, а покупаем мало (в два раза меньше) но дорогого?
в) то есть для потребителя успехи аграриев рф приводят к удорожанию и ухудшению продукции? Грожусь россией!

[identity profile] iv-an-ru.livejournal.com 2024-08-06 06:01 pm (UTC)(link)

> а) при этом для выпечки хлеба можно использовать пшеницу 5-го класса, которая ранее в хлеб не шла.

Про мухлежи с количеством и качеством пшеницы можно рассказывать долго. Причём чем дальше, тем меньше про мухлежи с количеством и тем больше про мухлежи с сортностью, потому что смотреть со спутника посевные площади налоговая уже научилась, а различить со спутника сортность -— нихьт, надо ножками по земле, что оставляет простор для творчества. Новосибирская область тут в числе лидеров, потому что в списке читов есть "вывезти пшеницу в Казахстан, промухлевать там, результат мухлежа отправить на экспорт через российские мощности как транзит из Казахстана". Если понадобится, то и 9-й класс изобретут.

> б) рф не закупала бы мясо на стороне.

Кто б мне сказал 20 лет назад, что РФ будет топовую говядину экспортировать в Аргентину. Это как если б Аргентина повезла в Тулу самовары (зачёркнуто) калаши.

> в) чот не заметно что хлеб дешевеет

В цене хлеба на полке доля цены муки -— сущий мизер.

[identity profile] zahack.livejournal.com 2024-08-06 07:26 pm (UTC)(link)
>Это как если б Аргентина повезла в Тулу самовары (зачёркнуто) калаши.

Так Тула и не делает калаши. Когда-то АКСУ делала, но те времена давно прошли. Алсо, я бы в любой день недели взял бы продукцию аргентинской компании Bersa, а не то, что делают у нас. КДПВ:
Image

[identity profile] john-jack.livejournal.com 2024-08-06 09:40 pm (UTC)(link)
Мука, я скромно замечу, тоже не дешевеет. Хотя и не слишком сильно дорожает особенно если брать только "социальную" по писят за два кило.

[identity profile] chitatel-goda.livejournal.com 2024-08-06 06:17 pm (UTC)(link)
А для распыления удобрений и ядохимикатов начинают заменять Air Tractors на какие-нибудь дроны?

[identity profile] fonzeppelin.livejournal.com 2024-08-06 06:34 pm (UTC)(link)

Да, вполне. Особенно на относительно небольших (например, семеноводческих) участках.

[identity profile] comes-smolny.livejournal.com 2024-08-06 06:28 pm (UTC)(link)

Хорошо, когда человек любит свою работу.


Единственное, не очень понятно, что значит "не та" индюшатина?

[identity profile] comes-smolny.livejournal.com 2024-08-06 07:39 pm (UTC)(link)
Вон оно что. Значится, я правильно думал, но уточнить всё-таки стоило.

[identity profile] sergio-az.livejournal.com 2024-08-06 06:40 pm (UTC)(link)

Злые языки говорят, что современное российское капиталистическое сельское хозяйство базируется на импортном примерно всем — от семян и семенного фонда до комбайнов до химикатов до технологий до... да практически всего.
Это не так, не совсем так, или просто санкции не докатились еще?

Edited 2024-08-06 18:48 (UTC)

[identity profile] fonzeppelin.livejournal.com 2024-08-06 07:06 pm (UTC)(link)

Это основательно не так. Не скажу, что совсем не так — зависимость есть. Но далеко не полная.

[identity profile] primarch-horus.livejournal.com 2024-08-06 07:49 pm (UTC)(link)
— степень локализации данного продукта 85%!
— а что именно в нем российское?
— наценка!

[identity profile] y-a-noname.livejournal.com 2024-08-06 07:43 pm (UTC)(link)

> российская индейка полностью захватила китайский рынок. В 2024 году Китай импортировал почти 6,8 тысяч тонн мяса индейки; вся эта индейка российского производства.



В Китае такой крошечный рынок для индейки?

[identity profile] misguard.livejournal.com 2024-08-06 09:39 pm (UTC)(link)
Экзотика. Вот курица и утка — там да, хоть составами вози.

[identity profile] theholm.livejournal.com 2024-08-06 10:24 pm (UTC)(link)
что то не совпадает с данными ФАО. (там только за 2022) Откуда статистика то?
https://www.fao.org/faostat/en/#rankings/countries_by_commodity_exports

[identity profile] atrox777.livejournal.com 2024-08-07 03:40 am (UTC)(link)
> «это всего лишь пшеница, это же не автомобили»

Если в мире жрать будет нечего, так ли уж нужны будут автомобили )

[identity profile] fonzeppelin.livejournal.com 2024-08-07 03:46 am (UTC)(link)

Я скорее о том, что многие не понимают технологичности и наукоемкости современного с-х)

[identity profile] atrox777.livejournal.com 2024-08-07 03:56 am (UTC)(link)
У нас на производстве стали часто заказывать светодиодку для сельхозтехники.
Даёшь новые классные фары тракторам! ))

[identity profile] fonzeppelin.livejournal.com 2024-08-07 03:59 am (UTC)(link)

Nyaaaaaa!

[identity profile] vladicusmagnus.livejournal.com 2024-08-07 05:51 am (UTC)(link)

Угу-ага...


Россия за время действия продовольственного эмбарго заметно сократила импорт мяса, сообщает РИА «Новости». По сравнению с 2014 годом закупки за рубежом свинины без кости снизились сразу в 23,5 раза, до 12 тысяч тонн. Импорт курятины просел в 9 раз, до 50 тысяч тонн, довольно ощутимо снизились и поставки импортной говядины — в 4,2 раза, до 125 тысяч тонн. Можно ли верить этим цифрам? Об этом в авторской колонке – независимый консультант по животноводству и мясопереработке Александр Перовский.



— С импортом мяса достаточно простая ситуация. Раньше завозилось, в основном, блочное замороженное мясо для переработки, а теперь берём больше у белорусов. Производители стали добавлять в готовые продукты (колбасы, сосиски и прочее) курятину, куриную кожу и жир, заменяя ими дорогие свинину и говядину.


Причина — население всё больше смотрит на цену, потом на качество. К примеру, российский мясной производитель «Рублёвский» вообще прекратил делать «Докторскую» колбасу из говядины. Ибо цена стала неподъёмной.


Даже из официальных данных известно, что люди стали потреблять больше курятины, и что слишком дороги стали свинина, говядина, баранина. Сейчас по свинине мы на самообеспечении, как и по курятине. Истинную говядину (из мясных пород) мы производим по-прежнему мало, но выбракованные мясные бычки и коровы после четвёртой лактации дают говядину на рынок. Хотя цены никого особо не радуют, и перспектив в этом направлении немного.©ТГК "Время госзакупок"



Всё зашибись ровно до того момента пока не ковырнешь детали. И оказывается ситуация не просто хреновая, а совсем близка к пиздецу. Называется африканская структура потребления.


Это вообще то, Фон, то что ты описал, катастрофа. Но почему ты это считаешь достижением — вопрос.

[identity profile] john-jack.livejournal.com 2024-08-07 03:04 pm (UTC)(link)
Я тут замечу, что в Москве свинина стоит наравне с индейкой, не сильно дороже курицы. Но причина скорее культурная — незаменимые специалисты её (пока) не кушают.

[identity profile] vladicusmagnus.livejournal.com 2024-08-08 06:11 am (UTC)(link)

Пока? Ну, если начнут кушать, то велик шанс у них стать просто специалистами. Но я тебя, конечно, понял.


Но тут еще вот какой нюанс. Курицу покупают много, и соответственно ценник на нее всё же раздут (особенно в москау), тогда как со свининой, дело немношк не так. Впрочем, ныне с мясной продукцией бардак страшенный. У нас (Беларусь) захожу в минимагазин. Лежит за 7 долларов сало. Чисто сало, ни грамма мяса, ни прослоечки. Один кг — 22 рубля. В 30 см от сала, в этой же витрине, лежит шейка свинная бескостная. 16 рублей за кг. Сала не видно. Вот и думай, как так вышло, что сало оказалось дороже чистого мяса. Причем — значительно дороже.


Нечто схожее, кмк, я думаю, и в Москау, с курицей. То есть ценник раздут отнюдь не потому что дорогое мясо, а потому, что спрос большой.


[identity profile] toi-samyi.livejournal.com 2024-08-08 06:58 pm (UTC)(link)
Это правильно. Сало, особенно толстое, конечно дороже мяса. Чтобы получить толстое сало свинью нужно держать более года, обычно 1,5 года. А на мясо бьют сразу после прекращения интенсивного проста — около 8 месяцев или менее.
Сало оно потом нарастает, после мяса.

[identity profile] tezet.livejournal.com 2024-08-07 06:14 am (UTC)(link)
западные технологии +российская земля. как сказал знакомы владелец агрофирмы: из отечественного у нас трактор беларусь, на подсобных работах и земля

[identity profile] ec-em.livejournal.com 2024-08-07 06:49 am (UTC)(link)

Почитаешь пост, посмотришь цифры — лет 20-30 назад такое бы показалось ненаучной фантастикой. Особенно на фоне мемов про ножки Буша или шутеек типа "прошу обменять меня на два мешка канадской пшеницы".


А после аналитики в комментариях сразу понятно, что все плохо. Эти эксперты, полагаю, и пилотируемую высадку на Марс назовут катастрофой отечественной космонавтики.

[identity profile] fiberline.livejournal.com 2024-08-07 09:56 am (UTC)(link)

да какая высадка на Марс?? Вон новости почитайте — "Россия планирует создать к 2015 г. постоянную базу на Луне". Постоянной базе на Луне скоро 10 лет!

[identity profile] fiberline.livejournal.com 2024-08-07 09:58 am (UTC)(link)

Статистические цифры неплохие, наверное они отразились на работниках сельского хозяйства? Они стали жить лучше и кушать больше овощей, так же?


Основной параметр государства — медианный уровень жизни граждан. На фоне этих достижений можете сказать как он изменился?

[identity profile] ehidina.livejournal.com 2024-08-07 10:19 am (UTC)(link)

> медианный уровень жизни граждан. На фоне этих достижений можете сказать как он изменился?


А какая статья УК за это сейчас полагается?

[identity profile] shree-420.livejournal.com 2024-08-07 10:57 am (UTC)(link)

Генби же был главным писакой жижи в жанре демагогической статистике, нет? Или вы у него на субподряде?

[identity profile] freedom_of_sea.livejournal.com 2024-08-07 12:41 pm (UTC)(link)
то есть у вас небольшое семенное зерновое хозяйство?
А вот скажите, что будет с СХ если отменить все льготы и дотации, включая экспортные и импортные пошлины, безакцизное топливо, уплата процентов по кредитам?
Выживет? Экспорт будет?
Edited 2024-08-07 12:52 (UTC)

[identity profile] comes-smolny.livejournal.com 2024-08-07 02:42 pm (UTC)(link)

Читал мнение, что если аналогичные меры не будут приняты по отношению к с/х ЕСССР Евросоюза, то с/х Б-госпасаемой ничего хорошего не ждёт.

[identity profile] alexmironov24.livejournal.com 2024-08-07 02:53 pm (UTC)(link)

Есть мнение,что СХ в СССР-придаток высокопроизводительной тяжелой индустрии,а сейчас СХ это источник ценной валюты,причем с бездонным и универсальным рынком.

[identity profile] comes-smolny.livejournal.com 2024-08-07 03:57 pm (UTC)(link)
Это попытка выдать нужда за добродетель, конечно же. Пока коммунисты окончательно не угробили сельское хозяйство, оно также было источником ценной валюты, причём чуть ли не главным.

[identity profile] alexmironov24.livejournal.com 2024-08-07 04:02 pm (UTC)(link)

"причём чуть ли не главным"


Вот в этом и проблема.

[identity profile] vedomir-li.livejournal.com 2024-08-10 05:14 pm (UTC)(link)

Да, более того в США и Японии тоже, но там живут за счет экспорта промышленной продукции — а не сырья и сельскохозяйственной.

[identity profile] alexmironov24.livejournal.com 2024-08-07 02:51 pm (UTC)(link)

"это сложно и комплексно. Времена, когда сельское хозяйство воспринималось как «это пусть негры в колониях делают, а мы будем сталь лить» давно прошли"


Добавленная стоимость по прежнему в СХ низкая,цены на низкий передел ожидаемо растут медленнее высокого.


И да,сталь тоже сейчас негры в колониях льют по той же причине.



"хронически патологического советского сельского хозяйства"


Если не касаться КРС и вообще долгосрочного развития (плодовые деревья,например)


Тут,рискну предположить дело в горизонте планирования-у зерна полный срок оборота технологического цикла год,у КРС- 15 вроде лет.


Edited 2024-08-07 14:52 (UTC)

[identity profile] ben-huller.livejournal.com 2024-08-08 09:24 am (UTC)(link)
Помню один момент, когда цены на птицу как-то разом и очень неприятно подскочили. Это не вязано с триумфом на китайском рынке было?

[identity profile] commentary-1.livejournal.com 2024-08-09 12:16 am (UTC)(link)

замечу, что современное сельскохозяйственное производство — это высокотехнологичная область индустрии. Сеялки точного высева со спутниковой навигацией, комбайны с автоматической подстройкой под состояние убираемой культуры, средства защиты растений и химические удобрения, и, разумеется, современные высокопродуктивные сорта (стабильные и отзывчивые, способные давать высокие урожаи в различных условиях и положительно реагирующие на интенсивные методы землепользования) — это сложно и комплексно.



Правда написана. Я езжу мимо полей и поражаюсь, что они безлюдные. Все автоматизировано. Роботы-сеялки, роботы-поливщики. Не знаю как называются все эти угрожающего вида механизмы, но когда я увидел как при насыпании помидоров робот автоматически отбрасывает недостаточно красные со скоростью, которую невозможно человеку воспроизвдести, был поражен до глубины сердца. Механизм по извлечению из земли моркови заменяет труд даже не знаю какого количества работников древности. И на другом конце спектра страны как Гамбия и Нигер, где основная доля работающих на низкопроизводительном сельском хозяйстве.

[identity profile] vedomir-li.livejournal.com 2024-08-10 05:24 pm (UTC)(link)
Высокотехнологичная сама по себе еще не так много значит. Основные качественные характеристики высокотехнологичной промышленной продукции это
1. Возрастающая отдача. Чем больше производишь тем дешевле она обходится
2. Несовершенная конкуренция, продукцию сложно заменить продукцией конкурентов. Цены устанавливает производитель.

Пшеница как в обще категории не попадает как и любая сельскохозяйственная продукция как и сырье
1. Самые плодородные и удобные земли осваиваются первыми, расширение производства приведет к освоению худших земель и росту себестоимости. Ну и количество пригодной для выращивания земли не бесконечно.
2. Вместо российской пшеницы можно купить пшеницу из другой страны. Цены устанавливает потребитель.

В отличие например от самолетов или микропроцессоров.

Поэтому ВВП на душу населения как в богатых странах и соотвествующие зарплаты и уровень жизни она нам не принесет.
Из чего впрочем не следует что ее не надо выращивать, просто на одной ей мы не разбогатеем.
Но в реально богатых странах сельское хозяйство убыточно и сидит на дотациях заработанных на промышленности.

Есть такая интересная книга Как богатые страны стали богатыми и почему бедные остаются бедными Эрика Райнерта, я в свое время делал подробный обзор (https://vedomir-li.livejournal.com/1276.html)

[identity profile] mbinder.livejournal.com 2024-08-20 10:08 pm (UTC)(link)

Как же многих пломбироедов корежит